Повторяем тему «Главные члены предложения»

                                                    

                                                        Вариант №1              

1.Найдите предложение, в котором подлежащее выражено неопределённой формой глагола:

1)   Июньским утром пастухи в  Каракумах увидели странное зрелище.

2)   По пескам у горизонта плыли три белых паруса.

3)    Первый раз  на колёсах я услышал в начале года.

4)    Чинить яхты – работа в дороге не очень приятная.

5)    Яхты на колёсах – удивительное зрелище.

 

 2. Укажите предложения, в которых подлежащее выражено словосочетанием.

1) Средняя скорость ветра  -  двадцать километров в час.

2) « Аргументы и факты» - интересная газета.

3) В нашей семье все читают «Аргументы и факты»

4) Двадцать делится на два.

5) Четверо ребят отправились на рыбалку.

 

3. Найдите предложения с простым глагольным сказуемым.

1)   Новичку это явление кажется странным.

2)   Удар был коротким и точным.

3)    Сегодня мы будем тренироваться в зале.

4)   Через месяц путешественники появились в Москве.

5)   У Державина нарисован условный портрет монаха.

 

4. В предложении « Ящериц кругом  было много» определите вид сказуемого.

1)   простое глагольное

2)    составное глагольное

3)   составное именное

 

 5. В каких предложениях между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире.

1) Пятью пять двадцать пять.

2) Летние ночи Петербурга это непрерывная вечерняя заря.
3) Двадцать делится на два.

 
6.  Выпишите сказуемые, определите вид сказуемых?

1) Пискнула лесная мышь, зашуршала в траве, в листьях и снова сдавленно пропищала.

2) Стали отчетливо уже видны стволы берез и плоскость земли.

3) Шаг его был тверд, уверен, все тот же, прежний, с легкой матросской развальцей.

4) Дубровский с расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку.

 

7. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения.
___________________________________________________________________
 

8. Поставьте сказуемое в нужной форме.
1.Большинство студентов по всем вопросам повестки дня единодушно (поддержать) докладчика. 2. Большинство учителей школы  (предъявлять) высокие требования к учащимся и (добиваться) глубоких знаний у учащихся. 3. Большинство рабочих, инженеров, служащих завода  (высказаться) против кандидата. 4. На берегу (стоять) несколько верб. 5. Часть учеников  (уехать) на соревнования. 6. Большинство ребят, живущих в нашем дворе, уже  (отправиться) в поход. 7. За коляской (бежать) четыре пса. 8. Над головой (просвистать) две пули. 9. Немало детей  ежегодно (отдыхать) в различных оздоровительных центрах.

 ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                   

                                                  

                                                          Вариант №2 

1. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

1)  в соседней комнате, погруженный во тьму, в какую-то сторону;

2) под шелковым покрывалом, с распахнутой дверью, не дожидаясь возвращения;

3) первый снег,  из веселой компании, под белыми березами;

4) в новой шапке, все общество, чувство ненависти.

 

2. Найдите словосочетание со способом связи «управление».

1) рубить дрова                     2) с нашим другом      

3) идти не оглядываясь         4) собираться уехать

 

3. В каком словосочетании тип связи слов – примыкание?

1) говорил громко                 2) в другую сторону

3) написал повесть                4) любимый всеми

 

4. Укажите, чем выражено подлежащее: Мы с товарищем принялись за работу.

1) местоимением       2) существительным 3) словосочетанием  4) глаголом

 

5. Укажите, чем выражено подлежащее: Подойти к зверю было страшно.

1) причастием              2) словосочетанием              3) глаголом  4) существительным

 

6. В каком предложении простое глагольное сказуемое?

1)  Каждый из нас на своем корабле капитан.

2)  Со старыми знакомыми он перестал видеться.

3) Подумав немного, Гринев повернулся и пошел прочь.

4) Лакей Петрушка стал устраиваться в маленькой передней.

 

7.  В каком предложении простое глагольное сказуемое?

1) Пискнула лесная мышь, зашуршала в траве, в листьях и снова сдавленно пропищала.

2) Стали отчетливо уже видны стволы берез и плоскость земли.

3) Шаг его был тверд, уверен, все тот же, прежний, с легкой матросской развальцей.

4) Дубровский с расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку.

 

8. В каком предложении составное глагольное сказуемое?

1) В синем небе звезды блещут.

2) Листик за листиком падают с липы на крышу...

3) Мартышка вздумала трудиться.

4) Дело казалось необыкновенной важности.

 

9. В каком предложении составное глагольное сказуемое?

1) Много бойцов затонуло, не будучи в силах пересечь Дон на быстрине.

2) Она в семье своей родной казалась девочкой чужой.

3) Владимир начинал сильно беспокоиться о родителях.

4) Авось да небось до добра не доведут.

 

10. В каком предложении составное именное сказуемое?

1) В дороге люди кажутся моложе, улыбчивей, доверчивей.

2) Не дожидаясь остальных, Рудин начал рассказывать.

3) Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

4) Лесник начал обрубать сучья у сломанных бурей берез.

 

11.  В каком из предложений нужно поставить тире?

1) Война есть безумие.

2) Мой долг  предупредить тебя об опасности.

3) Два сапога пара.

4) Бедность не порок.

 

12. В каком предложении ставится тире?

1) Твои радость и горе__это радость и горе для меня. 
2) Этот яркий свет__словно ливень золотой.
3) Наш край__богат и прекрасен.
4) Снег__словно шелк.

 

                                                           Вариант №3.  

1.Какой вид связи используется в словосочетании перелистывавший журнал?

 1)согласование 2)управление 3)примыкание.

 

2.Укажите словосочетание со связью примыкание.

1)бабочка капустница 2)свет прожекторов  3)разговаривать друг с другом  4)бежал навстречу.

 

3.Какого словосочетания нет в предложении: Мы остановились перед обнесённым глухим забором дачным участком.

1)остановились перед забором

2)обнесённым забором

3)глухим забором

4)обнесённым участком

 

4.Замените словосочетание  говорили с восторгом, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.

 

5.Какие слова или сочетания являются грамматическими основами в предложении:

 В прошлом году весна была холодная, всё лето шли дожди, а осенью было тепло и сухо.

1)весна была, лето шли, было тепло и сухо;

 2)весна была холодная, лето шли дожди, было тепло и сухо;

 3) весна была холодная, шли дожди, было тепло и сухо;

 4) весна была холодная, шли дожди, было;

 

 6. Отредактируйте предложения. Выпишите грамматическую основу предложений. Определите тип сказуемых.

1. Немало интересных вопросов возникли при обсуждении нового кинофильма. 2. В центральном универмаге продаются много товаров. 3. Папа с маленькой дочкой ходили на концерт. 4. В шкафу лежат много интересных книг. 5. На протяжении веков крестьянство боролись против угнетения. 6. Детство и юность её прошло в купеческой семье. 7. В деревне послышались топот и крики. 8.Большинство дверей было низко для его роста. 9. В кружке   занимается пять учеников. 10. Большинство названных книг изданы недавно.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 7.В каком из предложений нужно поставить тире?

1) Незаконченное дело что конь о  трёх подковах.

2) Простота есть необходимое условие прекрасного.

3) Грач, конечно, птица умная и самостоятельная, но голоса у неё нет.

4) Быть поэтом  значит петь раздолье.

 

 8. Выпишите сказуемые, определите их тип?

1) В синем небе звезды блещут.

2) Листик за листиком падают с липы на крышу...

3) Мартышка вздумала трудиться.

4) Дело казалось необыкновенной важности.

 

 9. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

1) Вопреки правилам дорожного движения, водители маршрутных такси совершают обгон по трамвайным путям.
2) МГУ проводит набор студентов как на дневное, так и на вечернее отделения.
3) Те, кто много курят, нередко страдают заболеваниями верхних дыхательных путей.
4) Малое предприятие выпускает горизонтальные и вертикальные жалюзи.

 

10. В каком предложении ставится тире?

1) Твои радость и горе__это радость и горе для меня. 
2) Этот яркий свет__словно ливень золотой.
3) Наш край__богат и прекрасен.
4) Снег__словно шелк.

 

 

 

 

 

  Повторяем тему «Причастный оборот»

Задание. Спишите тексты, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, сделайте графические обозначения причастных и деепричастных оборотов.

 

1. Вставало солнце  раст…пляя сентябрьские туманы  ра(сс,с)чищая небо. На земле снова нач…налось лето. Так прод…лжалось (в )течении… целой недели.
      Оп…раясь на палку  вылома(н,нн)ую из старой заброше(н,нн)ой засеки  шагал он лугами  сосняком  мысле(н,нн)о (не) переставая благодарить встретившуюся старуш…нку  открывшую ему этот полузабытый способ передвижения по родной земле.
      Первую ночь он провел возле порожистой реч…нки, да чересчур загляделся на играющую на вечерней заре рыбешку. Ночлег под открытым небом  под звездами вош…л у него в привычку. Питался он сухарями  размоче(н,нн)ыми в ручье  пече(нн,н)ой картошкой  ягодами.
      Он был (по)настоящему счастлив. (Ни)когда прежде не доставляли ему столько радости такие пустяки, как запах дыма, ш…рох падающей с дерева сухой прошлогодней шишки  полыхающая на солнце рябина. Когда он по утрам слышал прощальные песни журавлей  у него на глазах выступали слезы. 

      

 

     2.  Дом стоял несколько в стороне. Окна его были покраше(нн,н)ы масляной краской  а (не)большое крылечко сбоку еще пахло сосной. Двери были раскрыты настеж…  но хозяев в доме( не) ок…залось. (На)право от двери стоял (не)краше(нн,н)ый стол  слева в…днелась массивная печь.
      Вскоре с улицы прибежала Наташа  встретившая меня так ( как) будто мы с ней были старые знакомые. Она радушно предл…жила мне чаю и ранней малины  но я попросил ее (с)начал…  пок…зать мне сад  выраще(н,нн)ый чуть ли не под самым Полярным кругом.
      Мы вышли из дома. Сад лепетал т…полиной листвой. Перешагнув за калитку  я (не)ожида(н,нн)о увидел яблоньки  малинник  густо усыпа(н,нн)ый (кое)где уже поспевающей ягодой. Почу…ствовав смолистый аромат  я повернул голову (на)лев… и увидел кедры. Они были иссиня-черные, по-медвежьи угрюмы и (не)приветливы. Наташа ласково и как(то)  застенчиво потр…пала одно дерево.
 

 

      3. Преод…лев подъем  Даша спустилась к морю. Вода (по)прежнему была прозрач…ной. Сквозь нее в глубине можно было ра(с,сс)мотреть р…стения подводного мира. В зар…слях водорослей проносились ( не)пуга(нн,н)ые стайки рыбешек  молниеносно исчезавших из виду. (С)лев…  она увидела огромный камень  обвеша(н,нн)ый водор…слями.
      Вдоль берега т…нулось углубление  заполне(н,нн)ое водой. Казалось  это была та же ямка  в которой девочка когда(то)  нашла камень уд…вительной формы.
      Впервые оказавшись здесь  Даша  покачивая руч…нками ( с)начал… опустила одну затем другую ногу и на ц…почках вошла в воду. (Не) заходя вглубь  нагнувшись над отшлифованными морским прибоем камнями ( в) течении… нескольких секунд в (ни)чем (не) нарушаемой тишине она наблюдала за хорошо видимой подводной жизнью.      Тут(то) она и заметила его. (Бледно)голубой камень с прожилками  будто искус…но нарисова(н,нн)ыми художником  поразил ее. 

 

 

Задание 1. Расставьте знаки препинания, сделайте графические обозначения.

1. Впереди нас тёмно-синие вершины гор  изрытые морщинами  рисовались на бледном небосклоне.

2. Густой туман  нахлынувший волнами из ущелий покрывал долину.

3. Штабс-капитан указал мне пальцем  на поднимавшуюся прямо против нас  гору.

4. Уже мы различали почтовую станцию и кровли окружающих её домов.

5. Дым  выталкиваемый ветром из отверстия в крыше расстилался вокруг густой пеленой.

6. Из угла комнаты на неё смотрели другие два глаза  напоминающие два уголька.

7. Изредка набегал прохладный ветер с востока приподнимавший покрытую инеем гриву лошадей.

8. Эта долина была завалена снеговыми сугробами  напоминавшими довольно живо Саратов  Тамбов и прочие милые места нашего отечества.

9. В глазах Анны выражалась недоверчивость и  не прикрытая ничем  враждебность.

10. Множество разбросанных по берегу реки домиков  мелькали из-за деревьев.

11. По утрам просыпаясь и прислушиваясь к тишине Александр знал что нынче зацветает черёмуха.

12. Сделав такое важное открытие господин как бы сожалея о недавнем сне и желая его воротить на минутку закрыл глаза.

13. Я обулась накинув шаль на плечи и осторожно выйдя в гостиную с бьющимся сердцем остановилась у двери на балкон.

14. Запоздалый заяц попался между табуна и выскочив на простор сел у куста и прислушивался.

15. В этот вечер к Ивану приехали кумовья и прогоняя табун мимо дворовых изб он заметил телегу с лошадью привязанную к его крыльцу.

16. И послушав по-весеннему дрожавший голос и взглянув на роспись открытого стекла куст кубических роз и павлиний веер Ганин почувствовал что свободен.

17. Но вспомнив что уселся без приглашения тотчас же почувствовал неприличие и поспешил поправить ошибку свою в незнании света и хорошего тона.

18. В иных местах должно быть возле убитых и раненых сгрудились женщины и доносились стоны и причитания.

 

Задание 2. Вставьте пропущенные  буквы, расставьте знаки препинания.

1. Всё это река и поле и бесе...ка и сама уса...ьба   нап...м...нало  мне дни де(?)тва.

2. На столе в беспоря...ке в...лялись т...тради и к...р...ндаши и учебн...ки и одна тапочка и гвозди и набор инструментов для мальчика.

3. В комн...ту вош...л человек в дли(н,нн)ом гл...нцево-ч...рном пл...ще.

4. Он страшно бледен был и худ и слаб.

5. Малыш успокое…ый тихой мелодией  сразу же уснул забыв о трудностях минувшего дня.

6. Фрак у Вас Иван Яковлевич  (н...)когда (не)был (не)брежен.

7. В старое время пл...тины огр...ждавшие Го(л,лл)андию от моря строились  из дерева.

8. Этот вопрос к...залось затруднил гостя.

9. С севера подул   ре(?)кий пр...нзительный ветер.

10. Сынишка его мальчишка лет дев...ти вн...мательно смотрел (на)меня.

 

Задание 3.  Спишите предложения, вставьте пропущенные знаки, расставьте знаки препинания.

 

 (1)Почему телевизор частично зам…няет сейчас книгу? (2)Да потому, что те­левизор заст…вляет вас (не) т…ропясь просм…треть какую(то) передачу, сесть по­удобнее, чтобы вам (н…)чего (не) мешало, он вас отвл…кает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть. (3) Но постарайтесь выб…рать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете то(же), сядьте с книгой поудобнее, и вы поймёте, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и ин­тереснее, чем многие передачи. (4)Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. (5) но я говорю: смотрите с выбором. (6) Тратьте своё время на то, что достойно этой траты. (7) Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. (8) Опре­делите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль пр…обрела выбра(н,нн)ая вами   книга   в    истории    человеческой    культуры,    чтобы    стать  классикой.

(9) Это значит, что в ней что(то) существенное есть. (10) А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным для вас?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

         Повторяем  тему «Второстепенные члены предложения»

 

1. Озаглавьте текст, вставьте пропущенные буквы.  Назовите номер предложения, в котором автор использует олицетворение.
(1)Я ост…новился (не)подалёку. (2)Было пусты(н, нн)о и тихо. (3)Звуки города сл…вались в один моното(н, нн)ый (не)ясный шум подобный шуму отдалё(н, нн)о едущего экипажа; вблизи меня – плеск воды и тихое поскрипывание каната единстве(н, нн)о отмечали тишину. (4)Я прод…лжал смотреть на корабль как заворожё(н, нн)ый. (5)Его коричневый корпус белая палуба высокие мачты общая проп…рциональность всех частей и изящество основной линии внушали почтение. (6)Это было судно джентльмен. (7)Свет фонаря ставил его отчётливые очертания на гр…нице сумерек в дали которых виднелись ч…рные к…рпуса и трубы пароходов. (8)Корма корабля выдавалась над ни…кой набережной образуя меж двумя дли(н, нн)ыми канатами и водой залива навесной угол.
____________________________________________________________________________


2.  Где на месте пропуска необходимо поставить запятую?
Свет фонаря ставил его отчётливые очертания на гр…нице сумерек (1) в дали (2) которых виднелись ч…рные к…рпуса (3) и трубы пароходов. Корма корабля выдавалась над ни…кой набережной (4) образуя меж двумя дли(н, нн)ыми канатами (5) и водой залива (6) навесной угол.
а) 1, 2, 3, 4, 5, 6            б) 2, 4, 6               в) 1, 4, 6                 г) 1, 4

3.  Найдите прямое дополнение.
а) ост…новился (не)подалёку
б) виднелись трубы пароходов
в) на гр…нице сумерек
г) образуя угол

4.  Выпишите из текста приложение вместе с определяемым словом, приложение подчеркните; поставьте, если это необходимо, тире.
__________________________________________________________________________

 

5.  В каких предложениях есть обстоятельство места?
а) 1, 2, 3, 5, 7, 8    б) 1, 3, 5, 7, 8    в) 1, 3, 7, 8    г) 1, 3, 7


6.  Определите вид выделенного обстоятельства.
Я прод…лжал смотреть на корабль как заворожё(н, нн)ый

а) причины      б) условия        в) образа действия             г) степени
 

7.  Спишите, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите обстоятельства, укажите их вид.
1. В четвер… мы выиграем соревнование, несмотря на трудности.
2. Мы вышли из душной комнаты на крыльцо освежит…ся.
3. Под ним Казбек как грань алмаза снегами веч…ными сиял.
4. Мы поневоле зан…чевали на пристани.
5. В случае дождя экскурсия отменяет…ся

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

8. Распространите  предложения согласованными и несогласованными определениями.

а) Возносит город … … свои святые купола.

б) … улицы выглядят празднично.
в) Улицы … выглядят празднично.

г) Желание … … места овладело мною.

д) … город расположен на берегу …

е) Я знаю Астрахань …
ж) Я знаю город …

з) Астраханцы каждый год отмечают день …
д)… жители готовятся к празднику.

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________