Шаг 1. Знакомимся с высказыванием

Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.

Шаг 2

Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

Примерные ответы

- о богатстве, выразительности, точности русской речи;

  -о средствах выражения мыслей;

 -о роли эпитетов,  метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов;

- о взаимосвязи лексики и грамматики;

- о роли синтаксиса в человеческом общении;

- о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.

 Шаг 3. Оформляем вступление

Во вступлении необходимо  сформулировать позицию автора высказывания; выразить своё отношение к ней

Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:

 Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова

 действительно

 на самом деле

 не могу не согласиться с автором высказывания

 я полностью согласен с ...

 вынужден согласиться с ...

 я разделяю точку зрения автора высказывания

 я поддерживаю мнение автора

 бесспорно мнение автора о том, что ...

 

Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.

Можно применить цитирование, например:

К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира

Можно обойтись и без цитирования, например:

Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания

или:

Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.

или:

В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.

 Шаг 4. Пишем основную часть

Основную часть можно начать следующими словами

 Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ...(называем фамилию автора текста)

 Обратимся к тексту русского писателя ...(фамилия автора текста)

 Докажем эту мысль на примерах из текста...

 Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...

 Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.

 

Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:

 примеров должно быть 2;

 примеры должны быть из указанного текста;

 приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.

 

При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.

Начать вывод можно следующими словами и фразами:

 Таким образом, ...

 Итак, ...

 Следовательно, ...

 В итоге можно прийти к такому выводу: ...

 В заключение можно сказать, что ...

 Мы убеждаемся в том, что ...

 Обобщая сказанное, ...

 Из этого следует, что ...  и т.д.

Например:

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

или:

Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.

 

Общий план:

 1.Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).

2.Аргументация:

а) аргумент-пример №1;

б) аргумент-пример №2.

3.Вывод.

 Каждую часть начинаем с красной строки, то есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.

!За отсутствие абзацев снимают баллы.

 

 Шаг 5. Пишем заключение.

Не могу не согласиться с высказыванием К.Паустовского, который посвятил нашему родному языку эти строки: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и богатейших языков мира. В чем же заключается его богатство?

Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Известный русский учёный В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение № 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение № 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.


Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения. 

Таким образом, русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить чувства.