.И. ___________________________________________________ 

 Итоговая контрольная работа по русскому языку.   1 вариант.

                                            Часть 1.

 

1. Определите вид словосочетания и вид связи слов в словосочетании.

    а) увидел берег  _______________________________________________

    б) бледный от испуга  __________________________________________

    в) крайне неприятно ___________________________________________

    г) моих друзей ________________________________________________

    д) прикрикнул на собаку ________________________________________

    е) слишком глубоко  ___________________________________________ 

 

2. В каком из словосочетаний нет ошибки в управлении?

    а) рецензия о книге

    б) отзыв на роман

    в) отчёт о работе

    г) опираться на фактах

 

3. Выпишите из предложения все словосочетания и выполните их разбор.

    За правое дело стой смело и терпеливо отстаивай свои убеждения.

     ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Замените словосочетание деревянный дом, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

                                      

5. В каком предложении неверно выделена грамматическая основа?

    а) Вчера посадили мы дерево.

    б) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

    в) Утренний ветерок прошумел в вершинах деревьев.

    г) Сквозь тучу пробился луч солнца.

 

6. В каком предложении подлежащее выражено словосочетанием?

    а) Несколько повозок въехало во двор гостиницы.

    б) Некоторые отошли в сторону.

    в) Далече грянуло ура.

    г) У самой воды стояла скамеечка.

 

7. Укажите грамматическую основу предложения.

    Старый огородник услышал песню скворца и удивился ее красоте.

    а) услышал песню                           б) огородник услышал

    в) старый огородник                      г) песню скворца

    д) огородник услышал и удивился    

 

8. В каком предложении подлежащее выражено местоимением?

    а) Дежурные внимательно следили за порядком.

    б) Вдруг все остановились и замолчали.

    в) Опоздавшие были вынуждены стоять в дверях.

    г) Учиться всегда пригодится.

9. В каком предложении неверно выделено сказуемое?

    а) Мрачен свод голубых небес.

    б) Уж за горой дремучею погас вечерний луч.

    в) Посоветовались бы сначала со мной!

    г) Они были первыми.

    

10. Укажите тип сказуемого в данном предложении.

    Его нужно было поддержать в эту минуту.

    а) простое глагольное сказуемое

    б) составное глагольное сказуемое

    в) составное именное сказуемое

    г) сказуемое отсутствует

 

11. Выделите грамматическую основу, определите вид сказуемого.

а) Я буду выступать в заключительном концерте

б) Всю дорогу пассажиры пели песни.

в) Окажите помощь больному. 

г) Человек должен стремиться к высшей цели.

д) Родители не должны оставлять детей без присмотра.

е) В доме коменданта был я принят как родной.

ж) Долго будет Карелия сниться.

з) Сестра начала учиться музыке в шесть лет.    

 

12. В каком предложении глагол быть является глаголом-связкой?

    а) Завтра будет гроза.

    б) Пусть будет по-вашему.

    в) Я буду петь в этом концерте.

    г) Она будет хорошим специалистом.

     

13. В каком предложении есть глагол, выступающий в роли дополнения?

    а) Мы намерены представить вам новых исполнителей.

    б) Я должен найти ключ к этой тайне!

    в) Проводник попросил провожающих покинуть вагон.

    г) Продолжали упорно тренироваться.

     

14. Определите вид односоставного предложения.

    а)  Мне  хорошо сейчас с тобой!

    б)  Что бы нам с тобой почитать сегодня?

   в)  Напишите мне хоть строчку. 

    г)  В России не любят горячку и спешку.

    д)  Хотелось бы услышать твое мнение.

   е)  Желаю тебе счастья и процветания.

    ж) Мне сложно ответить на твой вопрос.

   

15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

      Вокруг простого стола с льня(1)ой скатертью, стоявшего в центре застекле(2)ой веранды, были рассажен(3)ы все гости.

    а)  1                 б) 2                 в) 1,2                    г) 1,2,3  

     

16. В каком ряду пропущена  одна и та же буква?

    а) к…нференция, подг…ревший, р…сток

    б) праз…новать, жени….ьба, громоз…кий

    в) зат…реть, пом…риться, выл…вать

    г) препод…ватель, прик…снуться, восхв…лять

     

17. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

     а) кра…вой (суд), завис…мый          б) маяч…щий, слыш…щий     в) ноч…вать,  засе…нный          г) сморщ…вшийся, раска…вшись

                                      

                                                 Часть 2.

18. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

1. Утро  тихое  ясное тепл…е  оч…ровало  меня.  2. (Не)широкая   но глубокая реч…нка  розовая в лучах со…нца   плещ…тся у самых ног.  3. Ле…кий ветерок едва колыш…т пр…брежные кусты. 4. Ни шума   ни шорохов.
  5. На берегу приютил…сь (не)сколько удильщиков   пр…ехавших  как вы…снилось  из бл…жайших сел. 6. На пе(щ,сч)аной отмели,  возле коряги,  выброше(н,нн)ой когда(то) ветром   сидит рыбак. 7. Его снасть  Алешка (не)затейлива и надежна.8. Он пр…лаживает на крюч…к кусоч…к сырой раковой шейки (раки лежат возле него в сумке) и закидывает наживу на середину реки. 9. Грузик  у него   я заметил  пот…желее обыкнове(н,нн)ого.  10. Свинц…вая (полу)круглая пластинка плотно л…жится на дно   и вода ее хорошо обт…кает  (не)  (з,с)двигая с места. 11. Я уверен   здесь почти (не) ощущает…ся течение.
  12. Закинув удочки   рыболов наст…раживает…ся и  (в)  течении…  (не)которого времени (не)отрывно смотрит на ги…кий прутик  воткнутый в песок. 13. Но вот прутик начинает дергат…ся и тр…стись  и вскоре на песке тр…пещется (не)сколько рыбешек окунь-красавец  красноперая плотва  серебря(нн,н)ый язь.
  14. Рыбалка  конечно удивительная вещь!

 

19. Выполните следующие задания к тексту.

 

а) Укажите номер(а) предложения(ий), которые осложнены обращением. _________

 

б) Укажите номера предложений, которые осложнены обособленным определением, выраженным причастным оборотом. _______________

 

в)   Укажите номера предложений, которые осложнены обособленным согласованным определением.  ________________

 

г) Укажите номер(а) предложения(ий), в котором есть вводное слово.  ___________

 

д)  Укажите номер предложения, в котором есть вставная конструкция. _________

 

е)  Укажите номер(а) предложения(ий), в котором есть вводное предложение. ______

 

ж) Укажите номер  предложения, в котором есть приложение. _____________

   

 

 

 

 

 

 

Ф.И. ______________________________________________________

Итоговая контрольная работа по русскому языку.  2 вариант

                                                         Часть 1.

1. Определите вид словосочетания и вид связи слов в словосочетании.

    а) своих вещей   _________________________________________________

    б) поросший мхом  ______________________________________________

    в) голоса птиц  _________________________________________________

    г)  играть на рояле  _____________________________________________

    д) точный расчёт  _______________________________________________

    е) одеться по-летнему  ___________________________________________

      

2. В каком из словосочетаний нет ошибки в управлении?

     а) заплатить  проезд

      б) беспокоиться за сына

      в) отзыв о статье

      г) беспокоиться о сыне

     

3. Выпишите из предложения все словосочетания и выполните их разбор.

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Замените словосочетание металлическая банка, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

                          

5. В каком предложении неверно выделена грамматическая основа?

    а) Утро было прекрасное.

    б) Погасили мы костёр и пошли вниз по реке.

    в) Тарелки поставили на нижнюю полку шкафа.

    г) Он будет на празднике в шесть.

        

6. В каком предложении подлежащее выражено словосочетанием?

    а) Ночью ветер злится да стучит в окно.

    б) Три девицы пол окном пряли поздно вечерком.

    в) Я памятник себе воздвиг нерукотворный.

    г) И кто-то камень положил в его протянутую руку.

      

7. Укажите грамматическую основу предложения.

       В  июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели.

    а) вечера не кричат                          б) не кричат перепела

    в) не кричат коростели                    г) не кричат перепела и коростели

        

8. В каком предложении сказуемое выражено прилагательным?

    а) Мрачен свод голубых небес.

    б) Уж за горой дремучею погас вечерний луч.

    в) Горные вершины спят во тьме ночной.

    г) Сижу за решёткой в темнице сырой.

        

9. В каком предложении неверно выделено сказуемое?

    а) Деревья начали желтеть.

    б) Лес хранит почвенную влагу, смягчает климат.

    в) В мае зацвели тюльпаны.

    г) Дворец казался островом печали.

                 

 

10. Укажите тип сказуемого в данном предложении.

        К вечеру стал подниматься сильный ветер.

    а) простое глагольное сказуемое

    б) составное глагольное сказуемое

    в) составное именное сказуемое

    г) сказуемое отсутствует

            

 

11. Выделите грамматическую основу, определите вид сказуемого.

    а) Женщина была высокая, стройная   ______________________________________

    б) Тигр должен был пройти совсем близко от нас.  ____________________________

    в) Люблю я пышное природы увяданье.  _____________________________________

    г) В сени вышел царь-отец.  ________________________________________________

    д) Сердце у него сильно стучало.  ___________________________________________

    е) Без собаки я не нашёл бы тропу.  _________________________________________

    ж) Мало-помалу деревья начали редеть.  ____________________________________

    з) Тигр кажется сильным зверем.  _________________________________________-

       

12. В каком предложении глагол быть является глаголом-связкой?

    а) Он будет участвовать в концерте.

    б) Они, несомненно, будут победителями.

    в) Я скоро буду.

    г) Будут у вас и другие впечатления.

 

13. В каком предложении есть глагол, выступающий в роли дополнения?

    а) Я начал заниматься по-настоящему только недавно.

    б) Вы перестанете разговаривать на уроке?!

    в) Мушкетёры всегда готовы помочь друг другу.

    г) Капитан приказал поднять якорь.

           

 

14. Определите вид односоставного предложения.

    а)  Мне  не хочется с тобой дружить! _________________________________________

    б)  О чем грустишь ты постоянно?  ___________________________________________

   в)  Скажите мне хоть слово.  _________________________________________________

    г)  В Европе не любят гордецов. ______________________________________________

    д)  Хотелось бы услышать твое мнение.  _______________________________________

    е)  Мечтаю о любви и процветании. ___________________________________________

    ж) Мне кажется возмутительным твое поведение. _______________________________

                   

15. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

     а) пр…одолеть, пр…седание

     б) роз…ск (преступника), сверх…зысканный (вид)

     в) об…ект, в…езжать

     г) чере…чур, ра…гореться (ярче)

        

 

16. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

     а) стро…щийся, потер…нный

     б) слыш…мый, ключ…вой (момент)

     в) забол…вать, приветл…вый

     г) налад…вший (производство), увид…в (приятеля)

     

 

17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

     После циркового представления дрессирова(1)ого медвежонка посадили в клетку с кова(2)ыми решетками и принесли ему жестя(3)ую миску с едой.

     а) 1                 б) 2                     в) 1,2                       г) 1,2,3

        

 

                                                     Часть 2.

18. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

1. Прибл…жение ночи мне кажет…ся  (не)избежно.  2. Летний день уг…сает   и в засыпающ…м лесу становит…ся очень тихо. 3. Вершины сосен-гигантов еще алеют нежным отблеском дог…ревшей зари   однако (в)низу становит…ся темно. 4. Ар…мат смолистых ветвей-гигантов   острый и сухой   слабеет   зато сильнее чу…ствуется скво…ь него (не)выносимый запах дыма  ра(с,сс)т…лающ…гося по земле от дальнего лесного пожара. 5. (Не)слышно и быстро опускает…ся на землю ночь. 6. С заходом со…нца (не)сомненно пр…молкли птицы.
  7. Совсем стемнело. 8. Глаз  пр…выкший к постепе(н,нн)ому переходу от света к темноте  различает вокруг (не)ясные силуэты деревьев. 9. Ни звука   ни шороха (не)  раздает…ся в лесу  а в воздухе чу…ствуется  уд…вительный травяной запах  плывущий с п…лей.
  10. Всюду  и направо  и налево от тр…пинки  прост…рается (не)высокий пута(нн,н)ый кустарник и вокруг него  ц…пляясь за ветки   колеблясь и вытягиваясь  бродят  разорва(н,нн)ые клочья тумана  неясные  белые.
  11. Как мне кажется  стра(н,нн)ый звук (не)ожида(н,нн)о разносит…ся по лесу. 12. Он протяжен низок и  возможно   выходит из(под) земли.

  

19. Выполните следующие задания к тексту.

а) Укажите номер(а) предложений(я), которые осложнены вводным словом. _______

 

б) Укажите номера предложений, которые осложнены обособленным определением, выраженным причастным оборотом. ______________

 

в)   Укажите номера предложений, которые осложнены обособленным согласованным определением. _______________

 

г)  Укажите номер предложения, в котором есть обобщающее слово.  _________

 

д)  Укажите номер предложения, в котором есть вводное предложение. ___________

 

е) Укажите номер(а)  предложения(ий), в котором есть приложение _______________