1.   Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

2.  Стили речи: разговорный и книжный (научно-деловой, научный, публицистический, художественный)

3.  Рассуждение: тезис – доказательства – вывод.

3.  Тезис и вывод должны быть взаимосвязаны.

4.  Создание рассуждения начинается с формулировки тезиса, которому обязательно требуются доказательства. Прочитайте следующие тезисы, которые принадлежат академику Д. С. Лихачёву. Подберите к ним доказательства, аргументы, выводы.

·  Речь красна слушанием.

·  Наш язык − это важнейшая часть нашего общего поведения.

5.  Написание сочинения-рассуждения на литературную тему «Моё отношение к героям повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Примерный порядок действий:

а)  Определяем, о ком из героев романа будем писать;

б)  Вспоминаем, каким может быть отношение к героям художественного произведения (положительное, отрицательное, любим, не любим; они нам симпатичны, они нам неприятны и т. д.);

в)  Выбираем метод, способ раскрытия темы сочинения (сравнение двух героев, характеристика одного героя, групповой портрет);

г)  Решаем, совпадает ли наше отношение к героям романа с точкой зрения автора и почему;

д)  Формулируем тезис, приводим доводы, аргументы, доказательства, делаем вывод.

6.  Так можно начать сочинение-рассуждение (тезис)

«Роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка» даёт возможность выразить своё отношение к героям этого замечательного произведения. «Капитанская дочка − это книга о чести и предательстве, благородстве и трусости, большой любви и коварстве, верности и подлости. В связи с этим моё отношение к героям романа неодинаково».

7.  Так можно завершить сочинение-рассуждение

«Таким образом, морально опустошённый Швабрин вызывает у меня резкое отрицательное отношение к себе.

Гринёв симпатичен мне своей честностью, верностью воинскому долгу, мужеством, мне нравится его искренность и простота. Этим близок он и А. С. Пушкину.

Помните, что объем сочинения – 1,5-2 листа.