Контрольная работа по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
Прочитайте фрагмент произведения Н.В.Гоголя «Ревизор» и выполните следующие задания.
Хлестаков. Да, деревня, впрочем, тоже имеет свои пригорки, ручейки…Ну, конечно, кто же сравнит с Петербургом! Эх, Петербург1что за жизнь, право1Вы, может быть, думаете, что я только переписываю: нет, начальник отделения со мной на дружеской ноге. Этак ударит по плечу: «Приходи, братец, обедать!». Я только на две минуты захожу в департамент, с тем только, чтобы сказать: «Это вот так, это вот так!», а там уж чиновник для письма, этакая крыса, пером только—тр, тр…пошел писать. Хотели было коллежским асессором сделать, да, думаю, зачем. И сторож летит еще на лестнице за мною со щеткою: «Позвольте, Иван Александрович, Я вам, говорит, сапоги почищу». (Городничему) Что вы, господа, стоите? пожалуйста, садитесь! Без чинов, прошу садиться.
Городничий и все садятся.
Я не люблю церемоний. Напротив, я даже стараюсь, стараюсь проскользнуть незаметно. Но никак нельзя скрыться, никак нельзя! Только выйду куда-нибудь, уж и говорят: «Вон, говорят, Иван Александрович идет!» А один раз меня приняли за главнокомандующего. Солдаты выскочили из гауптвахты и сделали ружьем. После уж офицер, который мне очень знаком, говорит мне: «Ну, братец, мы тебя совершенно приняли заглавнокомандующего».
С хорошенькими актрисами знаком. Я ведь тоже разные водевильчики!...Литераторов часто вижу. С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: «Ну что, брат Пушкин?»--«Да так, брат,--отвечает, бывало,--так как-то все. Большой оригинал.
Задание 1.
К какому роду литературы относится это произведение:
1) лирика 2) драма 3) эпос.
Задание 2.
Данная сцена является:
1) развязкой 2) экспозицией 3) кульминацией 4) завязкой.
Задание 3
Эта сцена происходит:
1) в трактире после прихода городничего
2) в доме городничего
3) после осмотра богоугодных заведений.
Задание 4
Какое средство выразительности использует Гоголь в этой сцене:
1) антитеза 2) гипербола 3) сравнение.
Задание 5
Главным средством создания образа героя является:
1) поступки героя 2) речь героя 3) портрет героя
Задание 6
Что побуждает Хлестакова сочинять россказни о своей петербургской жизни:
1) страх за свое положение, которое может измениться
2) он сознательный лжец
3) желание играть роль значительного лица.
При выполнении следующих заданий запишите ответ словом (словами)
Задание 7
Речь Хлестакова является развернутым высказыванием. Как называется этот тип высказывания в драматическом произведении?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8
Развитие действия сопровождается авторскими комментариями. Укажите термин, который используется для обозначения авторских комментариев в драматическом произведении.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
При выполнении следующего задания дайте краткий связный ответ (4—6 предложений).
Задание 9
Почему слушатели верят Хлестакову?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольная работа по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
Прочитайте фрагмент произведения Н.В.Гоголя «Ревизор» и выполните следующие задания.
Хлестаков. Да, деревня, впрочем, тоже имеет свои пригорки, ручейки…Ну, конечно, кто же сравнит с Петербургом! Эх, Петербург1что за жизнь, право1Вы, может быть, думаете, что я только переписываю: нет, начальник отделения со мной на дружеской ноге. Этак ударит по плечу: «Приходи, братец, обедать!». Я только на две минуты захожу в департамент, с тем только, чтобы сказать: «Это вот так, это вот так!», а там уж чиновник для письма, этакая крыса, пером только—тр, тр…пошел писать. Хотели было коллежским асессором сделать, да, думаю, зачем. И сторож летит еще на лестнице за мною со щеткою: «Позвольте, Иван Александрович, Я вам, говорит, сапоги почищу». (Городничему) Что вы, господа, стоите? пожалуйста, садитесь! Без чинов, прошу садиться.
Городничий и все садятся.
Я не люблю церемоний. Напротив, я даже стараюсь, стараюсь проскользнуть незаметно. Но никак нельзя скрыться, никак нельзя! Только выйду куда-нибудь, уж и говорят: «Вон, говорят, Иван Александрович идет!» А один раз меня приняли за главнокомандующего. Солдаты выскочили из гауптвахты и сделали ружьем. После уж офицер, который мне очень знаком, говорит мне: «Ну, братец, мы тебя совершенно приняли заглавнокомандующего».
С хорошенькими актрисами знаком. Я ведь тоже разные водевильчики!...Литераторов часто вижу. С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: «Ну что, брат Пушкин?»--«Да так, брат,--отвечает, бывало,--так как-то все. Большой оригинал.
Задание 1
К какому роду литературы относится это произведение:
1) лирика 2) драма 3) эпос.
Задание 2.
Данная сцена является:
1) развязкой 2) экспозицией 3) кульминацией 4) завязкой.
Задание 3
Эта сцена происходит:
1) в трактире после прихода городничего
2) в доме городничего
3) после осмотра богоугодных заведений.
Задание 4
Какое средство выразительности использует Гоголь в этой сцене:
1) антитеза 2) гипербола 3) сравнение.
Задание 5
Главным средством создания образа героя является:
1) поступки героя 2) речь героя 3) портрет героя
Задание 6
Что побуждает Хлестакова сочинять россказни о своей петербургской жизни:
1) страх за свое положение, которое может измениться
2) он сознательный лжец
3) желание играть роль значительного лица.
При выполнении следующих заданий запишите ответ словом (словами)
Задание 7
Речь Хлестакова является развернутым высказыванием. Как называется этот тип высказывания в драматическом произведении? монолог
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8
Развитие действия сопровождается авторскими комментариями. Укажите термин, который используется для обозначения авторских комментариев в драматическом произведении.
__________________________________________________________________
При выполнении следующего задания дайте краткий связный ответ (4—6 предложений).
Задание 9
Почему слушатели верят Хлестакову?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» Вариант 1
1. Откуда Городничий узнал о приезде ревизора? (Д.1)
__________________________________________________________________
2. Почему не была построена церковь в городе? (Д.1)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Не все "специалисты" в этом учреждении говорят по-русски, поэтому нуждающиеся в помощи часто остаются не понятыми и продолжают страдать. О каком иностранном "работнике" и о каком учреждении идет речь? (Д.1)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Во всех коридорах этого учреждения "несет такая капуста, что береги только нос". Назовите учреждение и чиновника, который им заведует. (Д.1)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Назовите двух героев комедии с похожими фамилиями и схожей внешностью. (Д.1)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Опишите, каким вы представляете себе внешний вид Хлестакова? (Д.2)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. С какой целью чиновники навещали Хлестакова в доме городничего? Почему они решили заходить к нему по одному?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Эти герои были последними из чиновников-просителей, навестивших Хлестакова с намерением дать ему взятку. Назовите этих героев. (Д.4)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Объясните значение слов ревизор, инкогнито, почтмейстер, попечитель богоугодных заведений, присутственное место, предуведомить, без царя в голове, подорожная, приватно, дрожки, ассигновать, профинтить, острог, постой, забрить лоб в солдаты.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Расскажите о "Немой сцене" в финале комедии.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» Вариант 2
1. Какие факты, приведенные Бобчинским и Добчинским, убедили городничего, что именно Хлестаков и есть ревизор? (Д.1)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. На что жаловалась Хлестакову слесарша Февронья Петровна Пошлепкина. (Д.4)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Этот герой уверен, что ему ревизора не стоит бояться, ведь взяток он не берет (если только "борзыми щенками"), а в делах учреждений, которыми он заведует, не сможет разобраться и он сам. Назовите фамилию и должность героя. (Д.1)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Городничий, опасаясь проверки ревизора, который может отнести большое количество клиентов этого учреждения "к дурному смотрению", рекомендует этому герою сделать так, чтобы их стало поменьше. О каком учреждении идет речь, кто им заведует? (Д.1)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Один из работников этого учреждения "не может обойтись без того, чтобы, взошедши на кафедру, не сделать гримасу". Назовите учреждение и чиновника, который им заведует. (Д.1)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Этот герой принес городничему и чиновникам весть о том, что Хлестаков не был ревизором. Назовите его имя, каким учреждением он заведует в городе? (Д. 5)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Эти герои убедили городничего, что приехавший в город молодой человек, остановившийся в гостинице, и есть ожидаемый ревизор. Назовите героев. (Д.1)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Что о своей жизни в Петербурге рассказал уездным чиновникам Хлестаков? (Д.3)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Объясните значение слов ревизор, инкогнито, почтмейстер, попечитель богоугодных заведений, присутственное место, предуведомить, без царя в голове, подорожная, приватно, дрожки, ассигновать, профинтить, острог, постой, забрить лоб в солдаты.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Как ведут себя чиновники в финале комедии?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» Вариант 3
1. Что означают слова городничего: "Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельность градоправителя"? Охарактеризуйте истинную деятельность городничего как градоправителя. (Д.1)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Считает ли городничий получение взятки преступлением? Приведите примеры того, какой данью облагаются купцы в городе. (Д.4)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Этот герой считает себя человеком образованным и даже вольнодумным, до всех суждений о жизни и о мироздании вообще он дошел, как говорит, "собственным умом". Подведомственными ему учреждениями управляет кое-как, о чем говорит и его фамилия, в делах этих заведений не то что ревизор не сможет разобраться, но и он сам. О ком идет речь? (Д.1)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Клиенты этого учреждения похожи на кузнецов. Почему? О каком учреждении идет речь? (Д.1)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Один из работников этого учреждения обладает таким буйным нравом, что готов не только мебель поколотить, но жизни лишиться - "для науки". Назовите учреждение и чиновника, который им заведует. (Д.1)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Этот герой говорит: ":Смерть люблю узнать, что есть нового на свете." Назовите героя. Откуда же он узнает много любопытного о жизни горожан? (Д.1)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Объясните значение слов ревизор, инкогнито, почтмейстер, попечитель богоугодных заведений, присутственное место, предуведомить, без царя в голове, подорожная, приватно, дрожки, ассигновать, профинтить, острог, постой, забрить лоб в солдаты.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Опишите внешность, поведение, характеры Бобчинского и Добчинского, какими вы их себе представляете. (Д.1)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Охарактеризуйте характер и образ жизни Хлестакова, опираясь только на слова его слуги Осипа о своем барине. (Д.2)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Различаются ли интонация, манера выражаться у Хлестакова при разговоре с простыми людьми, слугами и при разговоре с людьми высших, чем у него чинов? Докажите примерами из текста.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» Вариант 4.
1. В комедии Гоголя нет названия уездного города, в котором происходят события. Этим писатель хотел показать, что подобное положение власти, чиновников, порядков в городе было типичным для большинства городов того времени. Опишите город, в который приехал ревизор: его местоположение относительно столицы, границы, насколько благоустроен город, на какие непорядки обращает наше внимание автор. (Д.1)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________
2. Почему городничий поверил, что молодой человек, жадно смотрящий на то, что едят посетители гостиницы и не платящий две недели деньги за жилье и еду, и есть ревизор? (Д.1)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Хлестаков никак не может решить, с кем же ему флиртовать: с женой городничего Анной Андреевной или его дочерью Марьей Антоновной. А как же сами героини отнеслись к "ревизору" Хлестакову? (Д.4)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Как вел себя каждый из чиновников, навестивших Хлестакова в доме городничего с прошениями и поднесением денег?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Чиновники, размышляя о чине Хлестакова, предполагают, что"генерал-то ему и в подметки не станет! А когда генерал, то уж разве сам генералиссимус". Между тем, от страха перед "важным" человеком они и не заметили, что сам Хлестаков проговорился о своем истинном чине: "Хотели было даже коллежским асессором сделать, да, думаю, зачем". То есть чин молодого человека был еще ниже этого. Каким был на самом деле чин Хлестакова? (Д.2)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Еще раз внимательно перечитайте "Немую сцену" в финале комедии. Каково ее значение, по вашему мнению?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Этот чиновник - страстный охотник. Даже в подведомственном ему учреждении находится "над самым шкапом с бумагами охотничий арапник". Назовите героя, чем он заведует в городе? (Д.1)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Именно этот герой стал докладывать "ревизору" Хлестакову о том, как на самом деле обстоят дела в городских учреждениях, когда навестил его в доме городничего в числе других чиновников. Назовите его. (Д.4)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Один из работников этого учреждения обладает таким буйным нравом, что готов не только мебель поколотить, но жизни лишиться "для науки". Назовите учреждение и чиновника, который им заведует. (Д.1)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Этот герой просил у Хлестакова: "Как поедете в Петербург, скажите всем там вельможам разным: сенаторам и адмиралам, что вот, ваше сиятельство или превосходительство, живет в таком-то городе :." Кто хотел сообщить о себе всем столичным вельможам? (Д.4) _________________________________________________________________
Практическая работа по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» Вариант 5
1. Городничий в разговоре с квартальным выговаривает ему, что тот "не по чину берет". Что имел в виду городничий? (Д.1)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Сравните поведение, отношение к другим чиновникам и размышления городничего в 1 действии, когда он узнал о приезде ревизора в город, и в 5 действии, когда Антон Антонович уверился, что в скором времени породнится с важным чиновником из Петербурга - Хлестаковым.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Этот герой говорит: ":Смерть люблю узнать, что есть нового на свете". Назовите героя. Откуда же он узнает много любопытного о жизни горожан? (Д.1)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Охарактеризуйте главного героя комедии Ивана Александровича Хлестакова.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. В комедии нет описания жизни Хлестакова в Петербурге, но представить, какой она была, чем он занимался, живя там, внимательному читателю нетрудно. Попробуйте описать его жизнь в столице.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Уездные чиновники приходят к Хлестакову, чтобы дать ему взятку. Как постепенно меняется поведение мнимого ревизора в разговоре с ними, как он просит у них денег взаймы? (Д.4)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Чиновники, размышляя о чине Хлестакова, предполагают, что "генерал-то ему и в подметки не станет! А когда генерал, то уж разве сам генералиссимус". Между тем, от страха перед "важным" человеком они и не заметили, что сам Хлестаков проговорился о своем истинном чине: "Хотели было даже коллежским асессором сделать, да, думаю, зачем". Каким был на самом деле чин Хлестакова? (Д.2)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Слуга Хлестакова, Осип, несмотря на низость своего положения и совсем не значимую для сюжета роль, стал полноценным и очень запоминающимся для зрителя персонажем. Чем вы объясните особенное внимание автора к этому герою, какую роль играет он в создании образа Хлестакова (для понимания характера, образа жизни Хлестакова)?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Женские персонажи комедии, Анна Андреевна и Марья Антоновна, описаны Н.В.Гоголем с особой иронией. Как бы вы охарактеризовали отношения между ними, между матерью и дочерью? Приведите примеры из текста, подтверждающие ваши размышления. (Д.1, 3, 4)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Еще раз внимательно перечитайте "Немую сцену" в финале комедии. Каково ее значение, по вашему мнению? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________