Ф.И. ___________________________________________________ 

 Итоговая контрольная работа по русскому языку.   1 вариант.

                                            Часть 1.

 

1. Определите вид словосочетания и вид связи слов в словосочетании.

    а) увидел берег  - глагольное, управление

    б) бледный от испуга  - именное, управление

    в) крайне неприятно – наречное, примыкание

    г) моих друзей – именное, согласование

    д) прикрикнул на собаку – глагольное, управление

    е) слишком глубоко – наречное, примыкание

    (максимальное количество баллов -12)

 

2. В каком из словосочетаний нет ошибки в управлении?

    а) рецензия о книге

    б) отзыв на роман

    в) отчёт о работе

    г) опираться на фактах

    (максимальное количество баллов -1)

 

3. Выпишите из предложения все словосочетания и выполните их разбор.

    За правое дело стой смело и терпеливо отстаивай свои убеждения.

     1. За правое дело (именное, согласование). 2. Стой смело (глагольное, примыкание).      3. Стой терпеливо (глагольное, примыкание). 4. Отстаивай убеждения (глагольное, управление). 5. Свои убеждения (именное, согласование). 6. Стой за дело (глагольное, управление).

     (максимальное количество баллов-18).

 

4. Замените словосочетание деревянный дом, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

                                       Дом из дерева

    ( максимальное количество баллов -1).     

 

5. В каком предложении неверно выделена грамматическая основа?

    а) Вчера посадили мы дерево.

    б) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

    в) Утренний ветерок прошумел в вершинах деревьев.

    г) Сквозь тучу пробился луч солнца.

     (максимальное количество баллов -1)

 

6. В каком предложении подлежащее выражено словосочетанием?

    а) Несколько повозок въехало во двор гостиницы.

    б) Некоторые отошли в сторону.

    в) Далече грянуло ура.

    г) У самой воды стояла скамеечка.

     (максимальное количество баллов -1)

 

7. Укажите грамматическую основу предложения.

    Старый огородник услышал песню скворца и удивился ее красоте.

    а) услышал песню                           б) огородник услышал

    в) старый огородник                      г) песню скворца

    д) огородник услышал и удивился     (максимальное количество баллов -1)

8. В каком предложении подлежащее выражено местоимением?

    а) Дежурные внимательно следили за порядком.

    б) Вдруг все остановились и замолчали.

    в) Опоздавшие были вынуждены стоять в дверях.

    г) Учиться всегда пригодится.

     (максимальное количество баллов -1)

 

9. В каком предложении неверно выделено сказуемое?

    а) Мрачен свод голубых небес.

    б) Уж за горой дремучею погас вечерний луч.

    в) Посоветовались бы сначала со мной!

    г) Они были первыми.

     (максимальное количество баллов-1)

 

10. Укажите тип сказуемого в данном предложении.

    Его нужно было поддержать в эту минуту.

    а) простое глагольное сказуемое

    б) составное глагольное сказуемое

    в) составное именное сказуемое

    г) сказуемое отсутствует

      (максимальное количество баллов-1)

 

11. Выделите грамматическую основу, определите вид сказуемого.

а) Я буду выступать в заключительном концерте.  – простое глагольное сказуемое

б) Всю дорогу пассажиры пели песни. – простое глагольное сказуемое

в) Окажите помощь больному.  – составное именное сказуемое

г) Человек должен стремиться к высшей цели. – составное глагольное сказуемое

д) Родители не должны оставлять детей без присмотра. – составное глагольное  сказуемое

е) В доме коменданта был я принят как родной. – составное именное сказуемое

ж) Долго будет Карелия сниться. – простое глагольное сказуемое

з) Сестра начала учиться музыке в шесть лет. – составное глагольное сказуемое

     (максимальное количество баллов -8)

12. В каком предложении глагол быть является глаголом-связкой?

    а) Завтра будет гроза.

    б) Пусть будет по-вашему.

    в) Я буду петь в этом концерте.

    г) Она будет хорошим специалистом.

      (максимальное количество баллов -1)

 

13. В каком предложении есть глагол, выступающий в роли дополнения?

    а) Мы намерены представить вам новых исполнителей.

    б) Я должен найти ключ к этой тайне!

    в) Проводник попросил провожающих покинуть вагон.

    г) Продолжали упорно тренироваться.

      (максимальное количество баллов -1)

 

14. Определите вид односоставного предложения.

    а)  Мне  хорошо сейчас с тобой! – односоставное безличное предложение

    б)  Что бы нам с тобой почитать сегодня? – односоставное безличное предложение

   в)  Напишите мне хоть строчку.  – односоставное определенно-личное предложение

    г)  В России не любят горячку и спешку. - односоставное неопределенно-личное  

    д)  Хотелось бы услышать твое мнение. - односоставное безличное предложение

   е)  Желаю тебе счастья и процветания. – односоставное определенно-личное

    ж) Мне сложно ответить на твой вопрос. - односоставное безличное предложение                                     

    (максимальное количество баллов- 7)                                          

 

15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

      Вокруг простого стола с льня(1)ой скатертью, стоявшего в центре застекле(2)ой веранды, были рассажен(3)ы все гости.

    а)  1                 б) 2                 в) 1,2                    г) 1,2,3  

      (максимальное количество баллов -1)

 

16. В каком ряду пропущена  одна и та же буква?

    а) к…нференция, подг…ревший, р…сток

    б) праз…новать, жени….ьба, громоз…кий

    в) зат…реть, пом…риться, выл…вать

    г) препод…ватель, прик…снуться, восхв…лять

      (максимальное количество баллов -1)

 

17. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

     а) кра…вой (суд), завис…мый          б) маяч…щий, слыш…щий     в) ноч…вать,  засе…нный          г) сморщ…вшийся, раска…вшись

     (максимальное количество баллов -1)                                          

                                       Часть 2.

18. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

1. Утро,  тихое,  ясное, теплое,  очаровало  меня.  2. Неширокая,  но глубокая речонка,  розовая в лучах солнца,  плещется у самых ног.  3. Легкий ветерок едва колышет прибрежные кусты. 4. Ни шума,  ни шорохов.
  5. На берегу приютилось несколько удильщиков,  приехавших,  как выяснилось,  из ближайших сел. 6. На песчаной отмели,  возле коряги,  выброшенной когда-то ветром,  сидит рыбак. 7. Его снасть,  Алешка, незатейлива и надежна.8. Он прилаживает на крючок кусочек сырой раковой шейки (раки лежат возле него в сумке) и закидывает наживу на середину реки. 9. Грузик  у него,  я заметил,  потяжелее обыкновенного. 10. Свинцовая полукруглая пластинка плотно ложится на дно,  и вода ее хорошо обтекает, не  сдвигая с места. 11. Я уверен,   здесь почти не ощущается течение.
  12. Закинув удочки,  рыболов настораживается и  в  течение  некоторого времени неотрывно смотрит на гибкий прутик,  воткнутый в песок. 13. Но вот прутик начинает дергаться и трястись,  и вскоре на песке трепещется  несколько рыбешек: окунь-красавец,  красноперая плотва,  серебряный язь.
  14. Рыбалка,  конечно, - удивительная вещь!

     (максимальное количество баллов за правильное написание текста-9)

 

19. Выполните следующие задания к тексту.

 

а) Укажите номер(а) предложения(ий), которые осложнены обращением. - 7

 

б) Укажите номера предложений, которые осложнены обособленным определением, выраженным причастным оборотом. - 5,6,12.

 

в)   Укажите номера предложений, которые осложнены обособленным согласованным определением.  – 1,2.

 

г) Укажите номер(а) предложения(ий), в котором есть вводное слово.  -14.

д)  Укажите номер предложения, в котором есть вставная конструкция. – 8.

 

е)  Укажите номер(а) предложения(ий), в котором есть вводное предложение. -5,9,11

 

ж) Укажите номер  предложения, в котором есть приложение. - 13

    (максимальное количество баллов – 12)

 

Максимальное количество баллов за работу – 79 (100%)

 

«5» -79 баллов-75 балла (100%-95%)

«4» -74 балла -59 баллов (94%-75%)

«3» -58 баллов -50 баллов (74%-60%)

«2»- менее 50 баллов

 

 

Критерии оценки задания №18 (текст).

 

1. Орфографические ошибки:

0 ошибок- 5 баллов;

1-2 ошибки – 4 балла;

3 ошибки – 2 балла;

4 ошибки – 1 балл;

5 ошибок и более – 0 баллов.

 

2. Пунктуационные ошибки:

0 ошибок – 3 балла;

1-3 ошибки – 2 балла;

4 -5 ошибок – 1 балл;

Более 5 ошибок – 0 баллов.

 

3. Текст  списан без ошибок (правильно написаны буквы, нет опечаток) – 1 балл.

 

Таким образом, максимальное количество баллов за задание №18 – 9 баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф.И. ______________________________________________________

Итоговая контрольная работа по русскому языку.  2 вариант

                                                         Часть 1.

1. Определите вид словосочетания и вид связи слов в словосочетании.

    а) своих вещей – именное, согласование

    б) поросший мхом – именное, управление

    в) голоса птиц  - именное, управление

    г)  играть на рояле  - глагольное, управление

    д) точный расчёт – именное, согласование

    е) одеться по-летнему – глагольное, примыкание

       (максимальное количество баллов -12)

 

2. В каком из словосочетаний нет ошибки в управлении?

     а) заплатить  проезд

      б) беспокоиться за сына

      в) отзыв о статье

      г) беспокоиться о сыне

      (максимальное количество баллов -1)

 

3. Выпишите из предложения все словосочетания и выполните их разбор.

    Мы талантливо и ярко выступаем на празднике перед ветеранами и их родными.

1. Талантливо выступаем (глагольное, примыкание). 2.Ярко выступаем (глагольное, примыкание). 3. Выступаем на празднике (глагольное, управление). 4. Выступаем перед ветеранами (глагольное, управление). 5. Выступаем перед родными (глагольное, управление). 6. Их родными (именное, управление).

   (максимальное количество баллов -18)

 

4. Замените словосочетание металлическая банка, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

                           Банка из металла

          (максимальное количество баллов -1)

 

5. В каком предложении неверно выделена грамматическая основа?

    а) Утро было прекрасное.

    б) Погасили мы костёр и пошли вниз по реке.

    в) Тарелки поставили на нижнюю полку шкафа.

    г) Он будет на празднике в шесть.

        (максимальное количество баллов -1)

 

6. В каком предложении подлежащее выражено словосочетанием?

    а) Ночью ветер злится да стучит в окно.

    б) Три девицы пол окном пряли поздно вечерком.

    в) Я памятник себе воздвиг нерукотворный.

    г) И кто-то камень положил в его протянутую руку.

       (максимальное количество баллов -1)

 

7. Укажите грамматическую основу предложения.

       В  июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели.

    а) вечера не кричат                          б) не кричат перепела

    в) не кричат коростели                  г) не кричат перепела и коростели

       (максимальное количество баллов -1)

 

8. В каком предложении сказуемое выражено прилагательным?

    а) Мрачен свод голубых небес.

    б) Уж за горой дремучею погас вечерний луч.

    в) Горные вершины спят во тьме ночной.

    г) Сижу за решёткой в темнице сырой.

       (максимальное количество баллов -1)

 

9. В каком предложении неверно выделено сказуемое?

    а) Деревья начали желтеть.

    б) Лес хранит почвенную влагу, смягчает климат.

    в) В мае зацвели тюльпаны.

    г) Дворец казался островом печали.

      (максимальное количество баллов -1)

 

10. Укажите тип сказуемого в данном предложении.

        К вечеру стал подниматься сильный ветер.

    а) простое глагольное сказуемое

    б) составное глагольное сказуемое

    в) составное именное сказуемое

    г) сказуемое отсутствует

      (максимальное количество баллов -1)

 

11. Выделите грамматическую основу, определите вид сказуемого.

    а) Женщина была высокая, стройная. – составное именное  сказуемое

    б) Тигр должен был пройти совсем близко от нас. - составное глагольное сказуемое

    в) Люблю я пышное природы увяданье. – простое глагольное сказуемое

    г) В сени вышел царь-отец. - простое глагольное сказуемое

    д) Сердце у него сильно стучало. - простое глагольное сказуемое

    е) Без собаки я не нашёл бы тропу. - простое глагольное сказуемое

    ж) Мало-помалу деревья начали редеть. - составное глагольное сказуемое

    з) Тигр кажется сильным зверем. - составное именное  сказуемое

      (максимальное количество баллов -8)

 

12. В каком предложении глагол быть является глаголом-связкой?

    а) Он будет участвовать в концерте.

    б) Они, несомненно, будут победителями.

    в) Я скоро буду.

    г) Будут у вас и другие впечатления.

         (максимальное количество баллов -1)

 

13. В каком предложении есть глагол, выступающий в роли дополнения?

    а) Я начал заниматься по-настоящему только недавно.

    б) Вы перестанете разговаривать на уроке?!

    в) Мушкетёры всегда готовы помочь друг другу.

    г) Капитан приказал поднять якорь.

         (максимальное количество баллов -1)

 

14. Определите вид односоставного предложения.

    а)  Мне  не хочется с тобой дружить! – односоставное безличное предложение

    б)  О чем грустишь ты постоянно?  - двусоставное предложение

   в)  Скажите мне хоть слово.  – односоставное определенно-личное предложение

    г)  В Европе не любят гордецов. – односоставное неопределенно-личное предложение

    д)  Хотелось бы услышать твое мнение.- односоставное безличное предложение

    е)  Мечтаю о любви и процветании. - односоставное определенно-личное предложение

    ж) Мне кажется возмутительным твое поведение. - односоставное безличное                                    

                  (максимальное количество баллов -7)

                                

15. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

     а) пр…одолеть, пр…седание

     б) роз…ск (преступника), сверх…зысканный (вид)

     в) об…ект, в…езжать

     г) чере…чур, ра…гореться (ярче)

         (максимальное количество баллов -1)

 

16. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

     а) стро…щийся, потер…нный

     б) слыш…мый, ключ…вой (момент)

     в) забол…вать, приветл…вый

     г) налад…вший (производство), увид…в (приятеля)

      (максимальное количество баллов -1)

 

17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

     После циркового представления дрессирова(1)ого медвежонка посадили в клетку с кова(2)ыми решетками и принесли ему жестя(3)ую миску с едой.

     а) 1                 б) 2                     в) 1,2                       г) 1,2,3

         (максимальное количество баллов -1)

                                                

                                                     Часть 2.

18. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

1. Приближение ночи мне кажется  неизбежно.  2. Летний день угасает,  и в засыпающем лесу становится очень тихо. 3. Вершины сосен-гигантов еще алеют нежным отблеском догоревшей зари,  однако внизу становится темно. 4. Аромат смолистых ветвей-гигантов,  острый и сухой,  слабеет,  зато сильнее чувствуется сквозь него невыносимый запах дыма,  расстилающегося по земле от дальнего лесного пожара. 5. Неслышно и быстро опускается на землю ночь. 6. С заходом солнца, несомненно, примолкли птицы.
  7. Совсем стемнело. 8. Глаз,  привыкший к постепенному переходу от света к темноте, различает вокруг неясные силуэты деревьев. 9. Ни звука,  ни шороха не  раздается в лесу,  а в воздухе чувствуется  удивительный травяной запах,  плывущий с полей.
  10. Всюду:  и направо,  и налево от тропинки -  простирается невысокий путаный кустарник, и вокруг него,  цепляясь за ветки,  колеблясь и вытягиваясь,  бродят  разорванные клочья тумана,  неясные,  белые.
  11. Как мне кажется, странный звук неожиданно разносится по лесу. 12. Он протяжен, низок и, возможно,   выходит из-под земли.

   (максимальное количество баллов за правильное написание текста-9)

 

19. Выполните следующие задания к тексту.

а) Укажите номер(а) предложений(я), которые осложнены вводным словом.6,12.

 

б) Укажите номера предложений, которые осложнены обособленным определением, выраженным причастным оборотом. -4,8,9.

 

в)   Укажите номера предложений, которые осложнены обособленным согласованным определением. -4,10.

 

г)  Укажите номер предложения, в котором есть обобщающее слово.  -10.

 

д)  Укажите номер предложения, в котором есть вводное предложение. -11.

 

е) Укажите номер(а)  предложения(ий), в котором есть приложение- 3,4.

        

                  (максимальное количество баллов -11)

 

Максимальное количество баллов за работу -78 (100%)

 

«5» -78 баллов-74 балла (100%-95%)

«4» -73 балла -59 баллов (94%-75%)

«3» -58 баллов -50 баллов (74%-60%)

«2»- менее 50 баллов

 

 

 

Критерии оценки задания №18 (текст).

 

1. Орфографические ошибки:

0 ошибок- 5 баллов;

1-2 ошибки – 4 балла;

3 ошибки – 2 балла;

4 ошибки – 1 балл;

5 ошибок и более – 0 баллов.

 

2. Пунктуационные ошибки:

0 ошибок – 3 балла;

1-3 ошибки – 2 балла;

4 -5 ошибок – 1 балл;

Более 5 ошибок – 0 баллов.

 

3. Текст  списан без ошибок (правильно написаны буквы, нет опечаток) – 1 балл.

 

Таким образом, максимальное количество баллов за задание №18 – 9 баллов