1. Типы речи: описание, повествование, рассуждение.
2. Стили речи: разговорный и книжный (научно-деловой, научный, публицистический, художественный)
3. Рассуждение: тезис – доказательства – вывод.
3. Тезис и вывод должны быть взаимосвязаны.
4. Создание рассуждения начинается с формулировки тезиса, которому обязательно требуются доказательства. Прочитайте следующие тезисы, которые принадлежат академику Д. С. Лихачёву. Подберите к ним доказательства, аргументы, выводы.
· Речь красна слушанием.
· Наш язык − это важнейшая часть нашего общего поведения.
5. Написание сочинения-рассуждения на литературную тему «Моё отношение к героям повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Примерный порядок действий:
а) Определяем, о ком из героев романа будем писать;
б) Вспоминаем, каким может быть отношение к героям художественного произведения (положительное, отрицательное, любим, не любим; они нам симпатичны, они нам неприятны и т. д.);
в) Выбираем метод, способ раскрытия темы сочинения (сравнение двух героев, характеристика одного героя, групповой портрет);
г) Решаем, совпадает ли наше отношение к героям романа с точкой зрения автора и почему;
д) Формулируем тезис, приводим доводы, аргументы, доказательства, делаем вывод.
6. Так можно начать сочинение-рассуждение (тезис)
«Роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка» даёт возможность выразить своё отношение к героям этого замечательного произведения. «Капитанская дочка − это книга о чести и предательстве, благородстве и трусости, большой любви и коварстве, верности и подлости. В связи с этим моё отношение к героям романа неодинаково».
7. Так можно завершить сочинение-рассуждение
«Таким образом, морально опустошённый Швабрин вызывает у меня резкое отрицательное отношение к себе.
Гринёв симпатичен мне своей честностью, верностью воинскому долгу, мужеством, мне нравится его искренность и простота. Этим близок он и А. С. Пушкину.
Помните, что объем сочинения – 1,5-2 листа.