Памятка

 

  1. Основные орфографические правила:

  - правописание проверяемых  безударных гласных в корне слова

            Обвинить в преступлении (вина); угрожать врагу (угроза).

       -  запомните корни с чередованием гласных:

       а) правописание гласной зависит от ударения:                                                                        

     Гор            -        гар            -        загар,  загорелый

                                                        

    зор             -        зар             -        зори,  заря

       б) правописание гласной зависит от суффикса а:

                                                                  

   кас(а)         -        кос             -        касание, коснуться

                                                                       

   лаг(а)        -        лож           -        прилагательное, изложить

                                                                                    

  бер             -        бир(а)        -        выберу, выбирать

                                                                                      

  пер             -        пир(а)        -        отпереть, отпирать

                                                                                          

  тер             -        тир(а)        -        вытереть, вытирать

                                                                                    

  жег             -        жиг(а)        -        выжег, выжигать

        в) правописание гласной необходимо запомнить:

 

  плав          -        плов          -        плавник, пловец,  пловчиха (искл.)

 

        г) правописание гласной зависит от стоящей рядом согласной:

 раст, ращ  -        рос             -        растение, выращивать, вырос

 

 скак           -        скоч           -        скакать, скачу (искл.)

        д) правописание гласной зависит от значения слова:

 

 равн          -        ровн          -        равный (по званию), ровнять дорожки

 

 мак            -        мок            -    обмакнуть в чернила, вымокну под дождем

                                        

 

 - правописание приставок:

 а) правописание пре, при.

   Значение пре (в значении  « очень» - предобрый; в значении  «пере»-преградить). Значение при  (приближения - приехать, неполнота действия –приоткрыл, присоединение – прибил гвоздь).

  Запомни следующие слова:                    

 прибывать (на вокзал) – пребывать (в городе)

 

 приёмник -  преемник (царя)

 

 призреть (сироту)  -  презирать (врага)

 

 приступить к работе -  преступить черту (нарушить закон)

 

 камень преткновения.

 б) правописание глухой и звонкой согласной после приставки: истратить (перед глухой глухая согласная), безвкусный (перед звонкой –звонкая).

 в) правописание и – ы после приставок: сыграть, но сверхинтересный, контригра, межинститутский.

-----------------------------------------------------------------------------------------

                 2. Способы образования слов

          1.  Суффиксальный      -        ученик,  отражение

          2.  Приставочный                  -        выходить, никто

          3.  Приставочно-суффиксальный  -  подоконник,  по-прежнему

          4.  Бессуффиксальный, безаффиксный (без суффикса)  -  синь, рассказ, жизнь

          5.  Переход одной части речи в другую -  прихожая, ванная, мороженое

          6.  Сложение (слов, основ, начальных букв) -  МГУ, пароход, диван-кровать

 

-----------------------------------------------------------------------------------------------

      

-----------------------------------------------------------------------------------------------

                  4. Виды сказуемых

                  

                  5. Виды односоставных предложений

                6.  Знаки при однородных членах

             7.  Трудные случаи орфографии

     

           8. Виды союзов

Сочинительные союзы

-  соединительные:  и, да(и), не только…но и,  как… так и,  тоже,  также

противительные:  а, но, да(но), однако, зато

разделительные:  лил, либо, то…то, не то… не то.

Подчинительные союзы

причины:  потому что,  оттого что,  так как, благодаря тому что

цели:  чтобы, для того чтобы

времени:  когда, едва, лишь, пока

условия:  если, если бы,  ли

сравнения:  как, как будто,  будто,  словно,  точно

изъяснительные:  что, чтобы, как.

           Не путай:

    Я умею не только петь, но и танцевать (простое).

    Я решил стать юристом, и  родители поддержали мой выбор (сложносочиненное).

    Я понял, что ошибся в выборе профессии (сложноподчиненное).

--------------------------------------------------------------------------------------------

             9.  Разряды частиц

Формообразующие:  да, пусть, пускай, давай, давайте, как.

Отрицательные:  не, ни.

Модальные частицы

а)  вопросительные:  ли, разве, неужели, что ли (разг.), ужели (устар.)

б)  восклицательные:  как, что за, ну и, ай да, вот так

в)  частицы со значением сомнения:  вряд ли, едва ли, будто, как будто, будто

     бы, вроде, словно

г)  усилительные частицы: даже, даже и, ни, и, же(ж), ведь, уж, все,

     все-таки, то

д)  указательные частицы:  вот, вон.

Не путайте частицы с наречием и местоимением.

Частицы не изменяются, не являются членами предложения.

---------------------------------------------------------------------------------------------

            10.  Разряды местоимений

1.  Личные:  я, ты, мы, вы, он, они.

2.  Возвратное:  себя

3.  Притяжательные:  мой, наш, твой, …

4.  Вопросительные:      кто, что, какой,

5.  Относительные:        который …

6.  Указательные:  этот, тот, такой, таков, столько.

7.  Определительные:  сам, самый, весь, все, всякий, каждый.

8.  Отрицательные:  никто, ничто.

9.  Неопределенные: некто, нечто.

!  Различайте относительные местоимения и союзы.

 

              11.  Следует различать союзы и союзные слова

Придаточные предложения, которые прикрепляются к главному

I.  только союзами

1.  Сравнительные: будто, как,

как будто, точно, подобно тому как

2.  Времени:  когда, пока, едва, как только, в то время как, с тех пор как, до тех пор пока

3.  Цели:  чтобы, для того чтобы, затем чтобы

4.  Причины:  ибо, потому что, так как, оттого что, благодаря тому что, ввиду того что

5.  Следствия:  так что

6.  Условия:  когда, если, коли, ежели, раз

II.  только союзными словами

  1. Определительные:  который, что, где, куда, какой, когда, откуда, чей
  2. Места:  где, куда, откуда

III.  союзами

и союзными словами

1.  Изъяснительные

                    что, как, будто, чтобы, ли,    

придаточные:

когда, куда, сколько, что

2.  Образа действия,

что, чтобы, будто, как будто, словно, точно,

меры и степени:

как, сколько

3.  Уступки:

хотя, несмотря на то что, пускай, даром что

 

где ни, как ни, когда ни, сколько ни, что ни, кто ни

 

---------------------------------------------------------------------------------------------------

                 12.  Правописание наречий

Едва-едва, чуть-чуть, верх, насмерть, наотрез, на миг, в обрез, в обтяжку, по совести, без оглядки, без разбору, без толку, до отказа, до смерти, на бегу, на лету, с разбегу, с размаху, мало-помалу, все равно, все-таки.

Не путайте наречие и существительное с предлогом.

Он пришёл домой вовремя. Во  время урока было тихо.

------------------------------------------------------------------------------------------------

             13. Степени сравнения наречий и прилагательных

  Степени сравнения наречий.

Простая сравнительная:

весело – веселее

Составная сравнительная:

весело – более весело

Составная превосходная степень:

весело -  веселее всех, веселее всего

 

 

 

 

Степени сравнения прилагательных.

Простая сравнительная:

             светлый -  светлее

Составная сравнительная:

светлый -  более светлый

Простая превосходная:

светлый -  светлейший

Составная превосходная:

самый светлый, наиболее светлый

        14. Виды причастий

I.  Действительные причастия

    настоящего времени

            ущ, ющ,  ащ,  ящ

    решающий задачу ученик

Действительные причастия прошедшего времени

             вш,  ш

    решивший задачу

II.  Страдательные причастия

       настоящего времени

             им,  ем

    решаемый задачу

Страдательные причастия прошедшего времени

            енн,  нн,   т

   подстреленный,  покинутый

!  Следует различать краткие причастия и краткие прилагательные.

Прилагательные

   Ясный -  ясен

   опасный -  опасен

   прозрачный - прозрачен

Причастия

     Засеял -  засеян

   изношенный -  изношен

   измученный -  измучен

                                   ^

В кратком причастии всегда пишется н,  в кратком прилагательном

                                                     ^                                ^

столько н, сколько и в полном  (длинная дорога – дорога длинна).

------------------------------------------------------------------------------------------------

             15.  Запомни слова, которые всегда вводные

 

Вообще говоря, во-первых, впрочем, в самом деле, дескать, итак, казалось бы, как говорится, конечно, короче говоря, кроме того, надо полагать, пожалуйста, прежде всего, следовательно, собственно говоря, стало быть и другие.

Пример:  Вообще говоря, ты мне не друг.

    Вводные слова и предложения выделяются запятыми.

 

Запомните слова, которые не являются вводными.

Авось, большей частью, будто бы, вдобавок, вдруг, ведь, весьма, в конечном счете, вот, вообще, вряд ли, все же, все равно, все-таки, в сущности, в частности, даже, едва ли, именно, иногда, исключительно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, на редкость, непременно, неужели, однако же, определенно, особенно, отчасти, по замыслу, по крайней мере, поистине, пока, по-прежнему, приблизительно, примерно, притом, просто, решительно, тем не менее, только, якобы.

Пример:  Между тем ребята долго не могли успокоиться.

------------------------------------------------------------------------------------------------

               16. Правильно оформляй  прямую речь

1)  “Послушай, - начал Корнев, - я тебя не понимаю”.

2)  “Война отняла у меня всех: и отца, и мужа”, - сказала она глухо.

3)  Он громко крикнул:  “Все в укрытие!”

4)  Великий поэт писал:

         Я помню чудное мгновенье:

         Передо мной явилась ты …

---------------------------------------------------------------------------------------------

        17.  Сложное предложение:

-  Сложносочиненное.

   Пошел дождь, и я спрятался в доме.

-  Сложноподчиненное.

    Когда пошел дождь, я спрятался в доме.

-  Бессоюзное сложное предложение.

    Пошел дождь:  я спрятался в доме.

! Следует различать сложные синтаксические конструкции с разными видами связи.

    Хотя дед был уже стар, он все еще возглавлял бригаду дворников, и мы гордились этим.  Это сложная синтаксическая конструкция с сочинительной и подчинительной связью.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

 

18. Знаки в сложном бессоюзном предложении

Двоеточие:

1.  Вторая часть раскрывает содержание

     первой части.

Весна затягивалась:  то теплело, то ударял мороз.

2.  Причина:

Стоило вглядеться в эту картину: в ней открывалось столько таинственного.

3.  Добавочное сообщение:

Я посмотрел назад: там был мой приятель.

Тире:

1.  Время.

Настанет вечер – загорятся звёзды.

2.  Условие.

Май холодный – год хлебородный.

3.  Быстрая смена событий.

Грянул гром – эхо засмеялось.

4.  Противопоставление.

Ввысь взлетает сокол – жмётся уж к земле.

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------

            19.  Виды соподчинений в сложном предложении

 

1.  Однородное.

Ася осталась в моей памяти той самой девочкой, какой я знавал её в лучшую пору моей жизни, какой я видел её в последний раз.

 

2.  Параллельное.

Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое.

 

3.  Последовательное.

Звезды горели так ярко, что я не заметил, как оказался у окна.

 

 

      20.  Следует уметь ставить знаки препинания в следующих конструкциях:

 

  1. Для того чтобы жить полной жизнью, необходимо сохранить здоровье.
  2. Он пришёл к нам для того, чтобы  поздравить с праздником.
  3. Я думал, что если не переспорю старика, то уже будет трудно освободиться от его опеки.
  4. Сходство между цветами дополняется еще и тем, что, когда солнце уходит на ночь, одуванчики закрывают свои цветы, гаснут.

 

 

       21.  Чередующиеся гласные в корне

Корни, в которых написание гласной зависит от суффикса, следующего за корнем

Корни, в которых написание гласной зависит от ударения

Корни, в которых написание гласной зависит от буквы (букв), стоящей (стоящих) за гласной

 

Корни, в которых написание гласной зависит от смысла

1.-бер-/-бир-

-дер-/-дир-

-мер-/-мир-

-пер-/-пир-

-тер-/-тир-

-блест-/-блист-

-жег-/-жиг-

-стел-/-стил-

-чет-/-чит-

Пишется И, если за корнем следует суффикс -а-

замирать – замереть,

   блистать - блестеть

Исключения: сочетать, сочетание

 

2.-лаг-/-лож-

-кас-/-кос-

Пишется А, если за корнем следует суффикс -а-

касаться – коснуться,

   предлагать – предложить

1.-гар-/-гор-

-клан-/-клон-

-твар-/-твор-

Под ударением – А,

без ударения – О.

загар – загорать

  поклон – кланяться

  творить – тварь  

Исключения: пригарь, выгарки, утварь

 

2.-зар-/-зор-

Под ударением – в соответствии с произношением,

без ударения – А.

зори – зарево – заря

Исключение: зоревать

 

3.-плав-/-плов-

Без ударения О пишется только в словах:

пловец, пловчиха

1.-раст- (-ращ-)/-рос-

Пишется А перед ст, щ, в остальных случаях – О

расти, сращение – росла

Исключения: росток, рост, ростовщик, подростковый, Ростов, Ростислав, отрасль

 

2.-скак-/-скоч-

Пишется А перед К,

пишется О перед Ч

скакать – вскочить

Исключения: скачок, скачу

1.-мак-/-мок-

мак = «погружать в жидкость», «макать»

мок = «пропускать жидкость», «мокнуть»

макать (хлеб в молоко) –

   вымокнуть (под дождем)

 

2.-равн-/-ровн-

равн = «равный, одинаковый, наравне»

ровн = «ровный, гладкий, прямой»

выровнять (поверхность) – сравнивать