Памятка
- Основные орфографические правила:
- правописание проверяемых безударных гласных в корне слова
Обвинить в преступлении (вина); угрожать врагу (угроза).
- запомните корни с чередованием гласных:
а) правописание гласной зависит от ударения:
Гор - гар - загар, загорелый
зор - зар - зори, заря
б) правописание гласной зависит от суффикса а:
кас(а) - кос - касание, коснуться
лаг(а) - лож - прилагательное, изложить
бер - бир(а) - выберу, выбирать
пер - пир(а) - отпереть, отпирать
тер - тир(а) - вытереть, вытирать
жег - жиг(а) - выжег, выжигать
в) правописание гласной необходимо запомнить:
плав - плов - плавник, пловец, пловчиха (искл.)
г) правописание гласной зависит от стоящей рядом согласной:
раст, ращ - рос - растение, выращивать, вырос
скак - скоч - скакать, скачу (искл.)
д) правописание гласной зависит от значения слова:
равн - ровн - равный (по званию), ровнять дорожки
мак - мок - обмакнуть в чернила, вымокну под дождем
- правописание приставок:
а) правописание пре, при.
Значение пре (в значении « очень» - предобрый; в значении «пере»-преградить). Значение при (приближения - приехать, неполнота действия –приоткрыл, присоединение – прибил гвоздь).
Запомни следующие слова:
прибывать (на вокзал) – пребывать (в городе)
приёмник - преемник (царя)
призреть (сироту) - презирать (врага)
приступить к работе - преступить черту (нарушить закон)
камень преткновения.
б) правописание глухой и звонкой согласной после приставки: истратить (перед глухой глухая согласная), безвкусный (перед звонкой –звонкая).
в) правописание и – ы после приставок: сыграть, но сверхинтересный, контригра, межинститутский.
-----------------------------------------------------------------------------------------
2. Способы образования слов
1. Суффиксальный - ученик, отражение
2. Приставочный - выходить, никто
3. Приставочно-суффиксальный - подоконник, по-прежнему
4. Бессуффиксальный, безаффиксный (без суффикса) - синь, рассказ, жизнь
5. Переход одной части речи в другую - прихожая, ванная, мороженое
6. Сложение (слов, основ, начальных букв) - МГУ, пароход, диван-кровать
-----------------------------------------------------------------------------------------------
-----------------------------------------------------------------------------------------------
4. Виды сказуемых
5. Виды односоставных предложений
6. Знаки при однородных членах
7. Трудные случаи орфографии
8. Виды союзов
Сочинительные союзы
- соединительные: и, да(и), не только…но и, как… так и, тоже, также
- противительные: а, но, да(но), однако, зато
- разделительные: лил, либо, то…то, не то… не то.
Подчинительные союзы
- причины: потому что, оттого что, так как, благодаря тому что
- цели: чтобы, для того чтобы
- времени: когда, едва, лишь, пока
- условия: если, если бы, ли
- сравнения: как, как будто, будто, словно, точно
- изъяснительные: что, чтобы, как.
Не путай:
Я умею не только петь, но и танцевать (простое).
Я решил стать юристом, и родители поддержали мой выбор (сложносочиненное).
Я понял, что ошибся в выборе профессии (сложноподчиненное).
--------------------------------------------------------------------------------------------
9. Разряды частиц
- Формообразующие: да, пусть, пускай, давай, давайте, как.
- Отрицательные: не, ни.
- Модальные частицы
а) вопросительные: ли, разве, неужели, что ли (разг.), ужели (устар.)
б) восклицательные: как, что за, ну и, ай да, вот так
в) частицы со значением сомнения: вряд ли, едва ли, будто, как будто, будто
бы, вроде, словно
г) усилительные частицы: даже, даже и, ни, и, же(ж), ведь, уж, все,
все-таки, то
д) указательные частицы: вот, вон.
! Не путайте частицы с наречием и местоимением.
Частицы не изменяются, не являются членами предложения.
---------------------------------------------------------------------------------------------
10. Разряды местоимений
1. Личные: я, ты, мы, вы, он, они.
2. Возвратное: себя
3. Притяжательные: мой, наш, твой, …
4. Вопросительные: кто, что, какой,
5. Относительные: который …
6. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько.
7. Определительные: сам, самый, весь, все, всякий, каждый.
8. Отрицательные: никто, ничто.
9. Неопределенные: некто, нечто.
! Различайте относительные местоимения и союзы.
11. Следует различать союзы и союзные слова
Придаточные предложения, которые прикрепляются к главному
I. только союзами 1. Сравнительные: будто, как, как будто, точно, подобно тому как 2. Времени: когда, пока, едва, как только, в то время как, с тех пор как, до тех пор пока 3. Цели: чтобы, для того чтобы, затем чтобы 4. Причины: ибо, потому что, так как, оттого что, благодаря тому что, ввиду того что 5. Следствия: так что 6. Условия: когда, если, коли, ежели, раз |
II. только союзными словами
|
III. союзами |
и союзными словами |
1. Изъяснительные что, как, будто, чтобы, ли, |
придаточные: когда, куда, сколько, что |
2. Образа действия, что, чтобы, будто, как будто, словно, точно, |
меры и степени: как, сколько |
3. Уступки: хотя, несмотря на то что, пускай, даром что |
где ни, как ни, когда ни, сколько ни, что ни, кто ни |
---------------------------------------------------------------------------------------------------
12. Правописание наречий
Едва-едва, чуть-чуть, верх, насмерть, наотрез, на миг, в обрез, в обтяжку, по совести, без оглядки, без разбору, без толку, до отказа, до смерти, на бегу, на лету, с разбегу, с размаху, мало-помалу, все равно, все-таки.
Не путайте наречие и существительное с предлогом.
Он пришёл домой вовремя. Во время урока было тихо.
------------------------------------------------------------------------------------------------
13. Степени сравнения наречий и прилагательных
Степени сравнения наречий. Простая сравнительная: весело – веселее Составная сравнительная: весело – более весело Составная превосходная степень: весело - веселее всех, веселее всего
|
Степени сравнения прилагательных. Простая сравнительная: светлый - светлее Составная сравнительная: светлый - более светлый Простая превосходная: светлый - светлейший Составная превосходная: самый светлый, наиболее светлый |
14. Виды причастий |
|
I. Действительные причастия настоящего времени ущ, ющ, ащ, ящ решающий задачу ученик Действительные причастия прошедшего времени вш, ш решивший задачу |
II. Страдательные причастия настоящего времени им, ем решаемый задачу Страдательные причастия прошедшего времени енн, нн, т подстреленный, покинутый |
! Следует различать краткие причастия и краткие прилагательные.
Прилагательные Ясный - ясен опасный - опасен прозрачный - прозрачен |
Причастия Засеял - засеян изношенный - изношен измученный - измучен |
^
В кратком причастии всегда пишется н, в кратком прилагательном
^ ^
столько н, сколько и в полном (длинная дорога – дорога длинна).
------------------------------------------------------------------------------------------------
15. Запомни слова, которые всегда вводные
Вообще говоря, во-первых, впрочем, в самом деле, дескать, итак, казалось бы, как говорится, конечно, короче говоря, кроме того, надо полагать, пожалуйста, прежде всего, следовательно, собственно говоря, стало быть и другие.
Пример: Вообще говоря, ты мне не друг.
Вводные слова и предложения выделяются запятыми.
Запомните слова, которые не являются вводными.
Авось, большей частью, будто бы, вдобавок, вдруг, ведь, весьма, в конечном счете, вот, вообще, вряд ли, все же, все равно, все-таки, в сущности, в частности, даже, едва ли, именно, иногда, исключительно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, на редкость, непременно, неужели, однако же, определенно, особенно, отчасти, по замыслу, по крайней мере, поистине, пока, по-прежнему, приблизительно, примерно, притом, просто, решительно, тем не менее, только, якобы.
Пример: Между тем ребята долго не могли успокоиться.
------------------------------------------------------------------------------------------------
16. Правильно оформляй прямую речь
1) “Послушай, - начал Корнев, - я тебя не понимаю”.
2) “Война отняла у меня всех: и отца, и мужа”, - сказала она глухо.
3) Он громко крикнул: “Все в укрытие!”
4) Великий поэт писал:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты …
---------------------------------------------------------------------------------------------
17. Сложное предложение:
- Сложносочиненное.
Пошел дождь, и я спрятался в доме.
- Сложноподчиненное.
Когда пошел дождь, я спрятался в доме.
- Бессоюзное сложное предложение.
Пошел дождь: я спрятался в доме.
! Следует различать сложные синтаксические конструкции с разными видами связи.
Хотя дед был уже стар, он все еще возглавлял бригаду дворников, и мы гордились этим. Это сложная синтаксическая конструкция с сочинительной и подчинительной связью.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
18. Знаки в сложном бессоюзном предложении
Двоеточие: 1. Вторая часть раскрывает содержание первой части. Весна затягивалась: то теплело, то ударял мороз. 2. Причина: Стоило вглядеться в эту картину: в ней открывалось столько таинственного. 3. Добавочное сообщение: Я посмотрел назад: там был мой приятель. |
Тире: 1. Время. Настанет вечер – загорятся звёзды. 2. Условие. Май холодный – год хлебородный. 3. Быстрая смена событий. Грянул гром – эхо засмеялось. 4. Противопоставление. Ввысь взлетает сокол – жмётся уж к земле. |
----------------------------------------------------------------------------------------------------
19. Виды соподчинений в сложном предложении
1. Однородное.
Ася осталась в моей памяти той самой девочкой, какой я знавал её в лучшую пору моей жизни, какой я видел её в последний раз.
2. Параллельное.
Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое.
3. Последовательное.
Звезды горели так ярко, что я не заметил, как оказался у окна.
20. Следует уметь ставить знаки препинания в следующих конструкциях:
- Для того чтобы жить полной жизнью, необходимо сохранить здоровье.
- Он пришёл к нам для того, чтобы поздравить с праздником.
- Я думал, что если не переспорю старика, то уже будет трудно освободиться от его опеки.
- Сходство между цветами дополняется еще и тем, что, когда солнце уходит на ночь, одуванчики закрывают свои цветы, гаснут.
21. Чередующиеся гласные в корне
Корни, в которых написание гласной зависит от суффикса, следующего за корнем |
Корни, в которых написание гласной зависит от ударения |
Корни, в которых написание гласной зависит от буквы (букв), стоящей (стоящих) за гласной
|
Корни, в которых написание гласной зависит от смысла |
1.-бер-/-бир- -дер-/-дир- -мер-/-мир- -пер-/-пир- -тер-/-тир- -блест-/-блист- -жег-/-жиг- -стел-/-стил- -чет-/-чит- Пишется И, если за корнем следует суффикс -а- замирать – замереть, блистать - блестеть Исключения: сочетать, сочетание
2.-лаг-/-лож- -кас-/-кос- Пишется А, если за корнем следует суффикс -а- касаться – коснуться, предлагать – предложить |
1.-гар-/-гор- -клан-/-клон- -твар-/-твор- Под ударением – А, без ударения – О. загар – загорать поклон – кланяться творить – тварь Исключения: пригарь, выгарки, утварь
2.-зар-/-зор- Под ударением – в соответствии с произношением, без ударения – А. зори – зарево – заря Исключение: зоревать
3.-плав-/-плов- Без ударения О пишется только в словах: пловец, пловчиха |
1.-раст- (-ращ-)/-рос- Пишется А перед ст, щ, в остальных случаях – О расти, сращение – росла Исключения: росток, рост, ростовщик, подростковый, Ростов, Ростислав, отрасль
2.-скак-/-скоч- Пишется А перед К, пишется О перед Ч скакать – вскочить Исключения: скачок, скачу |
1.-мак-/-мок- мак = «погружать в жидкость», «макать» мок = «пропускать жидкость», «мокнуть» макать (хлеб в молоко) – вымокнуть (под дождем)
2.-равн-/-ровн- равн = «равный, одинаковый, наравне» ровн = «ровный, гладкий, прямой» выровнять (поверхность) – сравнивать |