1. Краткие сведения о писателе (о его творчестве, о его таланте, о его месте в литературном процессе, о достижениях этого писателя).
2. История создания рецензируемого произведения (или творческий замысел писателя); его жанр.
3. Фабула или сюжет (очень кратко, в 2-3 предложениях).
Сюжет произведения сводится к...
Фабульная канва...
естрой лентой проходят перед нами эпизоды...
Перед нашими глазами встает...
Перефразируя, я мог бы сказать...
Хочется понять, что же...
4. Темы. Проблемы. Проблематика.
Читая главы этого произведения, ...
Вопросы, волнующие писателя, связаны с...
5. Герои произведения: главный герой, его характеристика; второстепенные персонажи, их роль в развитии сюжета и в общем замысле писателя.
Главный герой произведения -...
Главным героем произведения является...
братимся к главному герою произведения...
Нельзя не сказать о второстепенных персонажах...
Роль второстепенных персонажей в произведении значительна...
6. Композиционные особенности произведения: эпиграф, пейзаж, портрет, художественная деталь, диалоги, монологи, авторские отступления, антитеза, говорящие фамилии, открытый финал, смещенная кульминация, “размытая” кульминация, речевые характеристики героев. Определите их роль в идейно-художественном содержании произведения.
Обращает на себя внимание...
Говоря об особенностях композиции произведения, следует отметить...
Композиция произведения...
7. Конфликт (внешний и внутренний).
8. Идейный замысел (идея, главная мысль). Смысл названия.
Вновь и вновь автор обращает наше внимание...
Приходишь к выводу, что...
Главная мысль произведения сводится к тому, что...
Замысел писателя сводится к желанию показать (изобразить... ; донести до читателя...)...
Идея произведения заключается в изображении...
Писатель хочет обратить внимание читателя на...
В каждой строке чувствуется...
9. Стиль писателя (язык произведения, особенности повествования), его мастерство:
художественные приёмы (изобразительно-выразительные средства);
ритм, мелодия;
интонация;
детали, образы-символы;
лексика;
синтаксис;
цвет, запах, звук.
10. Мысли, чувства, впечатления, которые вызывает это произведение.
11. Актуальность произведения.
12. Ваши выводы (провести параллели с другими произведениями на эту тему или по этим же проблемам).