Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по русскому языку дается 40 минут. Работа состоит из двух частей . Часть А состоит из 10 заданий (А1-А10). К каждому из них даны 4 ответа, из которых только один правильный.
Часть В состоит из 10 заданий (В1 – В10). Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
(1) Каждый год, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как бы нам хотелось. (2) Зима у нас длинная, лето гораздо короче зимы, а осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы.
(3) Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, мальчик лет пятнадцати. (4) Он часто приходил к нам в деревню и приносил то кошелки белых грибов, то бруснику, а то прибегал просто так – погостить у нас, послушать разговоры и почитать журнал «Вокруг света».
(5) Однажды Ваня принес маленькую, выкопанную с корнем березу.
– (6) Это вам, – сказал он и покраснел. – (7) Подарок. (8) Посадите ее в деревянную кадку и поставьте в теплой комнате – она всю зиму будет зеленая.
– (9) Зачем ты ее выкопал, чудак? – спросил Рувим.
– (10) Вы же говорили, что вам жалко лета, – ответил Ваня. – (11) Дед меня и научил. (12) Вот и будет вам на холодную зиму память о лете.
(13) Мы принесли из сарая ящик, насыпали его доверху землей и пересадили в него маленькую березу. (14) Ящик поставили в самой светлой комнате у окна, и через день опустившиеся ветки березы поднялись, вся она повеселела, и даже листья у нее шумели, когда ветер врывался в комнату.
(15) В саду уже поселилась осень, но листья нашей березы оставались зелеными и живыми.
(16) Как-то ночью пришел первый заморозок. (17) Я проснулся около пяти часов утра, оделся и вышел в сад. (18) Ветра не было, но в саду все падали и падали листья. (19) Береза за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу.
(20) Комнатная теплота не спасла березу. (21) Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих подруг, осыпавшихся в холодных лесах, рощах.
(22) Все мы были огорчены. (23) Последняя память о лете исчезла. (24) Знакомый лесничий усмехнулся, когда мы рассказали ему о своей попытке спасти зеленую листву на березе.
– (25) Это закон, – сказал он. – (26) Закон природы. (27) Если бы деревья не сбрасывали на зиму листья, они бы погибали от многих вещей – от тяжести снега и от зимней стужи, от жажды и от того, что к осени в листве накапливается много вредных для дерева солей.
(28) Березу мы высадили в сад, под забор, а ее желтые листья собрали и засушили между страниц «Вокруг света».
(29) Этим закончилась наша попытка сохранить зимой память о лете.
(По рассказу К.Паустовского)
Часть А
А1. Укажите тип речи, использованный в предложениях 25 – 27.
1) Повествование;
2) описание;
3) рассуждение;
4) повествование с элементами рассуждения.
А2. Для чего Ваня принес березку в дом?
1) Чтобы украсить дом;
2) чтобы сохранить память о лете;
3) чтобы порадовать Рувима;
4) чтобы березу не повредили первые заморозки.
А3. В каких предложениях содержится главная мысль текста?
1) 25 – 27;
2) 10 – 12;
3) 22 – 23;
4) 29.
А4. Почему в комнате береза облетела?
1) Из-за плохого ухода;
2) в комнате было слишком холодно;
3) в соответствии с законом природы: чтобы не погибнуть зимой;
4) ящик был слишком тесный, и корневая система не развивалась.
А5. Укажите причину постановки запятой в предложении 5.
1) Между частями сложного предложения;
2) при однородных членах;
3) при причастном обороте;
4) при обращении.
А6. Каким членом предложения является слово огорчены в предложении 22?
1) Подлежащим;
2) сказуемым;
3) дополнением;
4) определением.
А7. Укажите средства художественной выразительности в предложении 14.
1) Антитеза;
2) олицетворение;
3) гипербола;
4) аллегория.
А8. Какой художественный прием использует автор для усиления выразительности речи в предложении 19? (Береза за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу).
1) Метафора;
2) эпитет;
3) олицетворение;
4) антитеза.
А9. Укажите разряд местоимения её (из предложения 9).
1) Личное;
2) притяжательное;
3) определительное;
4) относительное.
А10. Укажите верную характеристику слова осыпавшихся (из предложения 21).
1) Страдательное причастие настоящего времени;
2) страдательное причастие прошедшего времени;
3) действительное причастие прошедшего времени;
4) действительное причастие настоящего времени.
Часть В
В1. Среди предложений 1 – 3 укажите предложение с причастным оборотом.
В2. Из предложений 1 – 2 выпишите краткое причастие.
В3. Из предложения 8 выпишите относительное прилагательное.
В4. Из предложений 16 – 17 выпишите порядковое числительное.
В5. Из предложения 19 выпишите слово, состоящее из корня, суффикса и окончания.
В6. Из предложений 13 – 14 выпишите прилагательное в составной превосходной степени.
В7. Из предложений 23 – 24 выпишите притяжательное местоимение.
В8. Из предложения 14 выпишите глаголы несовершенного вида.
В9. Из предложений 6 – 9 выпишите глаголы в повелительном наклонении.
В10. Среди предложений 16 – 18 укажите сложное предложение.
Ответы
|
6-й класс |
А1 |
3 |
А2 |
2 |
А3 |
1 |
А4 |
3 |
А5 |
2 |
А6 |
2 |
А7 |
2 |
А8 |
2 |
А9 |
1 |
А10 |
3 |
В1 |
2 |
В2 |
устроено |
В3 |
деревянную |
В4 |
первый |
В5 |
лимонных |
В6 |
самой светлой |
В7 |
своей |
В8 |
шумели, врывался |
В9 |
посадите, поставьте |
В10 |
18 |