​Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по русскому языку дается 40 минут. Работа состоит из двух частей . Часть А состоит из 10 заданий (А1-А10). К каждому из них даны 4 ответа, из которых только один правильный.

Часть В состоит из 10 заданий (В1 – В10). Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

 

Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов. 

(1) Каждый год, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как бы нам хотелось. (2) Зима у нас длинная, лето гораздо короче зимы, а осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы.

(3) Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, мальчик лет пятнадцати. (4) Он часто приходил к нам в деревню и приносил то кошелки белых грибов, то бруснику, а то прибегал просто так – погостить у нас, послушать разговоры и почитать журнал «Вокруг света».

(5) Однажды Ваня принес маленькую, выкопанную с корнем березу.

– (6) Это вам, – сказал он и покраснел. – (7) Подарок. (8) Посадите ее в деревянную кадку и поставьте в теплой комнате – она всю зиму будет зеленая.

– (9) Зачем ты ее выкопал, чудак? – спросил Рувим.

– (10) Вы же говорили, что вам жалко лета, – ответил Ваня. – (11) Дед меня и научил. (12) Вот и будет вам на холодную зиму память о лете.

(13) Мы принесли из сарая ящик, насыпали его доверху землей и пересадили в него маленькую березу. (14) Ящик поставили в самой светлой комнате у окна, и через день опустившиеся ветки березы поднялись, вся она повеселела, и даже листья у нее шумели, когда ветер врывался в комнату.

(15) В саду уже поселилась осень, но листья нашей березы оставались зелеными и живыми.

(16) Как-то ночью пришел первый заморозок. (17) Я проснулся около пяти часов утра, оделся и вышел в сад. (18) Ветра не было, но в саду все падали и падали листья. (19) Береза за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу.

(20) Комнатная теплота не спасла березу. (21) Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих подруг, осыпавшихся в холодных лесах, рощах.

(22) Все мы были огорчены. (23) Последняя память о лете исчезла. (24) Знакомый лесничий усмехнулся, когда мы рассказали ему о своей попытке спасти зеленую листву на березе.

– (25) Это закон, – сказал он. – (26) Закон природы. (27) Если бы деревья не сбрасывали на зиму листья, они бы погибали от многих вещей – от тяжести снега и от зимней стужи, от жажды и от того, что к осени в листве накапливается много вредных для дерева солей.

(28) Березу мы высадили в сад, под забор, а ее желтые листья собрали и засушили между страниц «Вокруг света».

(29) Этим закончилась наша попытка сохранить зимой память о лете.

(По рассказу К.Паустовского)

Часть А

А1. Укажите тип речи, использованный в предложениях 25 – 27.

1) Повествование;

2) описание;

3) рассуждение;

4) повествование с элементами рассуждения.

А2. Для чего Ваня принес березку в дом?

1) Чтобы украсить дом;

2) чтобы сохранить память о лете;

3) чтобы порадовать Рувима;

4) чтобы березу не повредили первые заморозки.

А3. В каких предложениях содержится главная мысль текста?

1) 25 – 27;

2) 10 – 12;

3) 22 – 23;

4) 29.

А4. Почему в комнате береза облетела?

1) Из-за плохого ухода;

2) в комнате было слишком холодно;

3) в соответствии с законом природы: чтобы не погибнуть зимой;

4) ящик был слишком тесный, и корневая система не развивалась.

А5. Укажите причину постановки запятой в предложении 5.

1) Между частями сложного предложения;

2) при однородных членах;

3) при причастном обороте;

4) при обращении.

А6. Каким членом предложения является слово огорчены в предложении 22?

1) Подлежащим;

2) сказуемым;

3) дополнением;

4) определением.

А7. Укажите средства художественной выразительности в предложении 14.

1) Антитеза;

2) олицетворение;

3) гипербола;

4) аллегория.

А8. Какой художественный прием использует автор для усиления выразительности речи в предложении 19? (Береза за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу).

1) Метафора;

2) эпитет;

3) олицетворение;

4) антитеза.

А9. Укажите разряд местоимения её (из предложения 9).

1) Личное;

2) притяжательное;

3) определительное;

4) относительное.

А10. Укажите верную характеристику слова осыпавшихся (из предложения 21).

1) Страдательное причастие настоящего времени;

2) страдательное причастие прошедшего времени;

3) действительное причастие прошедшего времени;

4) действительное причастие настоящего времени.

Часть В

В1. Среди предложений 1 – 3 укажите предложение с причастным оборотом.

В2. Из предложений 1 – 2 выпишите краткое причастие.

В3. Из предложения 8 выпишите относительное прилагательное.

В4. Из предложений 16 – 17 выпишите порядковое числительное.

В5. Из предложения 19 выпишите слово, состоящее из корня, суффикса и окончания.

В6. Из предложений 13 – 14 выпишите прилагательное в составной превосходной степени.

В7. Из предложений 23 – 24 выпишите притяжательное местоимение.

В8. Из предложения 14 выпишите глаголы несовершенного вида.

В9. Из предложений 6 – 9 выпишите глаголы в повелительном наклонении.

В10. Среди предложений 16 – 18 укажите сложное предложение.

Ответы

 

6-й класс

А1

3

А2

2

А3

1

А4

3

А5

2

А6

2

А7

2

А8

2

А9

1

А10

3

В1

2

В2

устроено

В3

деревянную

В4

первый

В5

лимонных

В6

самой светлой

В7

своей

В8

шумели, врывался

В9

посадите, поставьте

В10

18